Картина написана зимой 1909 года в небольшом имении Нескучное. Художнице Зинаиде Серебряковой тогда было 25 лет. Она ждала возвращения из Северной Сибири мужа, который должен был заехать за ней и детьми.
Рождество они планировали отпраздновать в Санкт-Петербурге. В то утро было слепящее солнце и мороз. Счастливая молодая женщина очнулась в солнечной комнате, встала и подошла к зеркалу, просто улыбнулась своему милому отражению, стала расчесывать волосы.
Незатейливый сюжет, милые женские безделушки на столе
перед зеркальной рамой — бутылки, спицы, свеча, отражающаяся в зеркале, сзади простой интерьер в деревенской комнате. Стройное, красивое, едва прикрытое женское тело, кокетливо спущенная с левого плеча бретелька ночной рубашки, серебряный браслет на запястье правой руки, держащей пышные, длинные, темные волосы. Расческа в левой руке. Картина наполнена солнечным светом и чистым воздухом.
Внешний вид черных, озорных, счастливых глаз привлекает внимание, является доминирующим акцентом в образе. Хочется долго и пристально смотреть в эти прекрасные глаза, такие живые, наполненные радостью жизни, энергией молодости и глубокой искренностью. В приподнятом изгибе черных бровей, в полуулыбке светлых, сочных губ, в игривом повороте головы читается простое человеческое счастье, которому многого не надо.
«Автопортрет» до сих пор является выставкой Третьяковской галереи, а для самой Зинаиды Евгеньевны остался воспоминанием о тех прекрасных днях, наполненных настоящим чувством, которые безвозвратно ушли. Спустя всего 10 лет, похоронив мужа, Серебрякова будет сама воспитывать четверых детей, заботиться о больной матери, но не перестанет творить. Ее картины поражают глубиной внутреннего смысла и свежестью внешнего очарования. Лучшим считается «Автопортрет» художника.