Картина «За обедом» (другое название «За завтраком») — одна из самых известных в творчестве русской художницы Зинаиды Серебряковой. Известно, что художник изображал собственных детей. Мать запечатлела их, когда они сидели за столом в ожидании еды.
Глядя на картинку, можно было бы предположить, что дети ждут обеда, но на самом деле это был завтрак. Поэтому возникает некоторая путаница с названием картины. Но все объясняется просто: Семья художника тогда (в 1914 году) жила по европейскому распорядку дня.
Рано утром они ели небольшой завтрак, а затем, в полдень, следовал большой, который по-нашему уже считается ужином.
Портрет написан таким образом, что у зрителя не возникает ощущения, что позируют ребята. Напротив, они кажутся довольно активными. Особенно это видно по Шурику, который повернулся, чтобы посмотреть на мать. Кажется, он тоже ждет, когда она присоединится к трапезе. Сам он уже начал есть суп. Его брат Женя, который был более спокойным ребенком, пьет пока только воду. Но мы видим и бабушкины руки, наливающие ему суп. Их младшая сестра кладет свою пухлую руку прямо на тарелку и испытующе смотрит на маму-художницу. У каждого из трех детей свое особое выражение лица и поза. Мальчики одеты в скромную, но элегантную одежду.
Также следует обратить внимание на то, как сервирован стол. Это было сделано в благородных традициях того времени: белоснежная скатерть, особым образом сложенные салфетки, изящный графин и фарфоровые салфетки. Среди последних особо выделяется расписной фарфоровый террин, создающий у современного человека ложное впечатление, будто на картине изображен обед. Эта сервировка стола напоминает нам о былых временах, когда жизнь людей была более спокойной и размеренной. Однако на столе есть и другие, более простые вещи: стаканы, сахарница, кувшин для молока. А когда мы смотрим на аппетитные малиновые булочки, то словно чувствуем исходящий от них аромат.
Картина Серебряковой оказалась удивительно трогательной, поэтичной и одухотворенной. Невозможно не умиляться, глядя на эти живые искренние лица детей. В их глазах мы как будто видим отражение их чистых невинных душ. Подобным образом художница создавала многие свои работы, это был ее особый почерк и стиль.