Создается впечатление, что скульптура уступает живописи по яркости и привлекательности, ее труднее воспринимать. Яркое пятно цвета на самолете привлекает внимание больше, чем один цветной объем.
Скульптура живет в комнате, и чтобы увидеть ее, нужно поймать свет. А если скульптор талантлив, фигура под его руками оживает, а материал становится податливым. В 18 веке традиции резьбы по дереву были достаточно сильны, и небольшие деревянные скульптуры видны только в православных храмах, прячась среди иконописей
холсты.
Первый скульптор России Федот Шубин прошел настоящую школу на родине великого ученого Ломоносова и на своей земле, среди поморских крестьян, где были развиты традиции резьбы по кости. Оттуда и начался творческий путь скульптора, преодолеть который ему помог его соотечественник Ломоносов.
Бюст ученого создан в память о смерти Ломоносова. Судьбы двух великих людей необычайно похожи. Как и Ломоносов в молодости, скульптор Шубин тем же путем из Архангельской губернии шел покорять столицу и развивать свой талант.
Бюст выполнен из гипса, что более тонко передает нюансы и атмосферу. Экспрессивность идеализируется, но не из-за подобострастных чувств, а из-за наличия искреннего человеческого сочувствия. Характерной чертой творчества Шубина является объективность и склонность к сочувствию своему образцу, что было редкостью в искусстве екатерининского века.
Шубину всегда была чужда адаптированная идеализация. Он был по натуре талантливым портретистом и благодаря своему таланту оставил после себя великолепную галерею выдающихся современников. Портрет Ломоносова в гипсе далек от классических канонов, имевших место в то время. Это объемная и многомерная картина не только в плане физических характеристик, но и в психологическом и эмоциональном плане.