К сожалению, многие статуи, предназначенные для флорентийской церкви (капелла Медичи), не были выполнены Микеланджело. И некоторые из многочисленных статуй, созданных мастером для этой цели, тоже не украсили гробницу. Среди таких работ выделяется фигура «Мальчика, присевшего на корточках», которая сейчас находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Эту мраморную статую небольшого размера сейчас многие считают одним из самых ярких образцов достаточно смелого
плоскость пластического решения фантазии итальянского скульптора. Ведь фигурку человека он решил поместить в мраморную глыбу, выполненную в виде небольшого куба. И надо сказать, что получилось у него это весьма успешно.
Эта скульптура сидящего на корточках мальчика не совсем закончена. Внизу обработана только шпунтом, а верх статуи слегка заглазен. Поза этой фигуры довольно необычная: мальчик приседает и наклоняется, обхватив руками пальцы правой ноги, можно предположить, что он пережимает рану, чтобы остановить вытекающую оттуда кровь.
Эту статую можно считать образцом прекрасного воплощения одного из главных принципов Микеланджело-скульптора, который часто утверждал, что скульптура должна быть выполнена так, чтобы ничто не могло оторваться даже от высокой горы при падении.
Мастер всегда стремился максимально сохранить связь между статуей и изначально выбранным каменным блоком. Он пытался лишь выявить ключевую фигуру в материале, убрав немного лишнего камня и придав ему определенную форму. Поэтому скульптура «Уменьшившийся мальчик» зрительно воспринимается как законченный живой образ, тонко передающий особенности очертаний человеческого тела и его душевное состояние.