Рабы Микеланджело Буонарроти – знаменитые мраморные статуи великого итальянского скульптора. Первоначально предназначался для надгробия Юлия II, но вариант для реализации был выбран в более скромных масштабах, с меньшим количеством скульптур.
В итоге готовые работы мастера «Умирающий раб» и в противовес ему — «Восставший раб» были подарены Роберто Строцци, который подарил их королю Франции. Таким образом, «Умирающий раб» оказался в парижском Лувре. Еще 4 начатые скульптуры находятся в галерее во Флоренции.
Любовники
поиск аллегорий, символически связывающих фигуры рабов с завоеванными территориями папы Юлия II. Альтернативная догадка состоит в том, что узники Микеланджело олицетворяют определенные отрасли искусства: живопись воплощена в «Умирающем», так как у подножия статуи наброски обезьяны (это животное — латинский символ художественного мастерства). Сам создатель пленников не зацикливался на сравнениях, делая наибольший акцент на пропорциях красоты и глубоком стремлении человеческой натуры к свободе.
Высота статуи 229 см. Годы работы — 1513-1519. Смысл многогранен и вечен. Красивого мраморного юношу часто называли «Спящим рабом». Глядя на него, можно подумать, что существо впадает в сон, хоть он и вечен. В созданном образе переплетаются трагедия смерти и победоносная свобода. Раб раздавлен в борьбе с враждебным миром: обездвижен, мертв; но он наконец свободен: сон о смерти приносит желанное избавление, отныне человек не узник.
Скульптура Микеланджело одухотворена и необычайно красива: сильное молодое тело юноши охвачено порывом внутренних переживаний. От невыносимой безысходности и скованности «Умирающий раб» впадает в покой и блаженный покой. В содержательном образе отражена тема сокрушенного сопротивления и забвения.