Описание картины:
Эта фреска входит в цикл росписей капеллы Скровеньи, прославивших и сохранивших имя художника на века. В своем творчестве мастер привнес то, чего так не хватало в живописи предшествующих эпох, — яркие эмоции. Достаточно взглянуть на фреску, чтобы сразу увидеть ее резкое отличие от произведений церковной росписи, выполненных по византийским канонам. На изображении отсутствует статичное и схематичное изображение. Перед нами живые люди, которые все скорбят по-разному.
Бросается в глаза фигура Христа — это действительно мертвое тело, а не куклы, которые изображались ранее. И дело не в его мертвенной бледности, а в том, как художник передал его безжизненность — расслабленные, обмякшие руки, запрокинутая голова, вытянутые ноги, отсутствующее выражение лица. И на контрасте — бурные эмоции окружающих его апостолов — опрокинутые в отчаянии руки юного апостола Иоанна, любимого ученика Иисуса, сдержанные переживания Иосифа Аримафейского, искупившего тело Христово после казни, и Никодим, который помог с его похоронами.
Художник сумел передать отчаяние даже образами скорбящих женщин, сидящих спиной к зрителю. Хотя они полностью покрыты плащами, их сгорбленные в отчаянии фигуры отражают настоящие страдания.
Собранные вокруг неподвижного тела жены-мироносицы, это настоящее произведение искусства. Они изображены в разных, но очень естественных и живых позах, а их одежда очерчивает складки реальных тел, а не иллюзорных бестелесных моделей. У них выразительные и узнаваемые лица, обладающие индивидуальностью, и не отличающиеся иконографическими схемами.
В этой фреске Джотто намного опередил свое время, внеся в монументальную церковную роспись эмоции, движения, реальные человеческие переживания. Картины перестали быть стандартными иконами, а стали настоящим отражением действительности — реальной или воображаемой.
Другие картины Джотто ди Бондоне
Мадонна Огнисанти
Поцелуй Иуды
Стигматизация святого Франциска
Распятие
Часовня Барди
Поклонение волхвов
Мадонна с младенцем