Описание картины:
На первый взгляд несколько странным кажется выбор салонного портретиста Сарджента для создания полотна на военно-патриотическую тему. На самом деле этого художника отличает достаточно широкое разнообразие тематики, но широкой публике он более известен своими портретами — сугубо мирными изображениями. Однако у него есть ряд картин, в которых так или иначе присутствует военная тема. Однако до сих пор не утихают споры об этом полотне, как и о выборе Сарджента в качестве исполнителя.
Полотно было заказано художнику вместе с группой других известных мастеров Британским мемориальным комитетом. Целью акции было запечатать потомков войны, которая получила название Великой. Темной тканью была газовая атака. Первый раз газ хлор был частью германскими войсками под Ипром. Последствия были чудовищны – более 6000 солдат и офицеров союзников задохнулись в своих окопах и убежищах, огромное количество людей ослепло и получило страшные повреждения слизистых оболочек и органов дыхания, сделав их инвалидами на всю оставшуюся жизнь.
Картина вытянута в длину и имеет линейную композицию, которая задана сюжетом. На нем изображены солдаты, чьи глаза были повреждены в результате газовой атаки. Они обмотаны бинтами и сильно обожжены хлором, поэтому не видят солдат. Выстроившись в цепочку и положив руку на плечо предыдущего, они медленно движутся в сторону больницы, ведомые единственным ассистентом или медсестрой. Далеко справа видна еще одна небольшая колонна солдат и офицеров, также во главе с ординарцем. Множество других пострадавших, еще не пришедших на осмотр к врачу, лежат и сидят без дела прямо на земле. У веще на глазах протные повязки.
Изображение подано селько на низу, что делать композицию опечанию извитительной, как бы с точки зрения тех солдат, которые еще лежат на этой безлюдной, мертвой земле. Низкое, бледное солнце подчеркивает странный, мертвый, желтый цвет неба, нарисованный дымом.
В цветовой гамме росписи преобладают желтоватый, горчичный, коричневый цвета полевой военной формы. Они обезличивают людей, как и то, что он факту личены глаз — зеркала души. Война – это чудовище, способное превратить человека в винтик разрушительного механизма, а затем разрушить, раздавить и покалечить его, как ненужный бросовый материал.
Другие картины Джона Сингера Сарджента
Портрет мадам Икс
Гвоздика, лилия, лилия, роза
Дочери Эдварда Дарли Бойта
Клод Моне, работающий на опушке леса
Портрет леди Энью
Роберт Льюис Стивенсон и его жена
Портрет Теодора Рузвельта