Описание картины:
Немецкий художник и гравер на рубеже 15 и 16 веков. Альбрехт Альтдорфер стал известен в основном своими работами на религиозные и исторические темы. Представленное панно – это совсем другой сюжетный пласт, который был очень популярен у мастеров того времени (как в живописи, так и в литературе): жизнь людей и полулюдей-полуживотных на фоне природного пейзажа. Иногда создатели обращались к мифологическим сюжетам Греции, а иногда сами придумывали истории, делая главными героями сатиров и прочих полулюдей. Картина «Пейзаж с семейством сатиров», написанная в 1507 году, как раз и является такой фантазией.
На пологом уступе, поросшем деревьями и травой, зритель видит семейство сатиров. Глава семьи – темнокожий мужчина с козлиными ногами. Обнаженная блондинка цепляется за него и поддерживает малышку, которая с тревогой сидит у нее на бедре. А на соседнем лугу, чуть поодаль, разворачивается другая сцена — женщину в красном платье захватывает голый мужчина, не менее колоритный, чем сатиры. Бедняжка пытается вырваться и убежать от цепких рук, но голый персонаж держит девушку мертвой хваткой то за платье, то за плечо. Самое интересное, что семья сатиров не замечает того, что происходит рядом с ними.
Рассматривая это произведение, следует учитывать сразу два аспекта: изображение природы и изображение людей и сатиров. Исследователи отмечают, что Альтдорфера, похоже, вдохновляли пейзажи византийской школы, а именно Джорджоне. Хотя совершенно неизвестно, был ли живописец в Венеции. Оригинал довольно небольшой, и можно сказать, что автор работал в новаторской технике миниатюры.
Герои на картине выглядят несколько непропорционально — следует внимательно рассмотреть жену сатира: голова слишком мала для таких массивных плеч.
Картину иногда называют «Семейство сатиров», но это не совсем точно. Именно длинное название «Пейзаж с семейством сатиров» лучше всего передает замысел художника, ведь главную роль автор отдал природе.
Картина относится к ранним работам Альтдорфера, и одна из первых, которые художник подписал, взяв за основу знаменитую монограмму другого живописца, Альбрехта Дюрера.
За свою долгую историю картина успела побывать у нескольких коллекционеров, пока не была выставлена на продажу в 1874 году. Счастливым обладателем стала знаменитая Берлинская галерея.
Другие картины Альбрехта Альтдорфера
Битва Александра с персами
Мученичество святого Флориана
Святая ночь
Вечеря апостолов
Лот и его дочери
Христос на кресте
Пейзаж с мостом