Описание картины:
Это полотно прекрасно отражает стиль эпохи барокко и творческий путь мастера. На картине изображены люди, приносящие дары (жертвы) римской богине плодородия — Церере. Она считалась одной из самых могущественных и почитаемых богинь, ведь от ее воли зависело, будет ли у людей богатый урожай, или же им придется голодать и жить в нищете до следующего сезона.
Чтобы задобрить богиню, они приносили ей все самое лучшее, что могли вырастить и накормить в своем хозяйстве. На картине Церера изображена красивой молодой женщиной в темно-красном бархатном плаще. Она стоит в правом углу картины, боком к зрителям, но лицом к ним. Он спокоен и величественен, даже кажется равнодушным, ее совершенно не волнует суматоха и простые люди, стоящие перед ней на коленях. Отстраненным взглядом она смотрит на зрителя, выражая всем своим существом абсолютное отличие от людей с их важными мелкими жизненными проблемами.
В руках Церера держит рог изобилия, до краев наполненный различными дарами природы. Он очень тяжелый и массивный, поэтому богиня прижимает его к себе обеими руками, не показывая, что ей трудно держать такой массивный предмет.
У ее ног лежит многофигурная композиция из людей и животных. Среди них в центре выделяется белая лошадь, на которую опирается рукой женщина и смотрит в сторону от зрителя. У ног Цереры видны коровы – эти животные всегда были одними из самых важных подношений богине, ведь они способны размножаться и кормить население.
На картине много детей, а в левом нижнем углу женщина с младенцем на руках обращается к богине с мольбой. Она просит у нее пощады, может быть, у матери нет молока, чтобы выкормить ребенка. Женщина с сосудом на голове, старики, темнокожий мужчина средних лет, молодые женщины и дети собрались, чтобы просить пощады у Цереры.
Полотно отличает характерная для художника теплота, насыщенность цвета и густые темные тени, придающие рельефность и объем фигурам. Цвета картины при всем богатстве цветовой гаммы прекрасно сочетаются друг с другом, не создавая излишней вариативности.
Эта сложная композиция с множеством фигур и специфическим образом типична для той эпохи и всего творчества мастера. Она узнаваема и красива. По мастерству Йорданс очень близок к Рубенсу, и недаром сам великий мастер хранил три картины фламандского художника. Эта картина является вкладом в его бессмертное наследие.
Другие картины Якоба Йорданса
Поклонение пастухов
Бобовый король
Четыре евангелиста
Семейный портрет
Искушение Марии Магдалины
Мелеагр и Аталанта
Пьющий король