Описание картины:
Большой алтарь в соборе Святого Бавона в Генте был начат Губертом ван Эйком (ум. 1426) и завершен в 1432 году его младшим братом Яном. На центральной панели мы видим большие группы людей, собравшихся под сиянием Святого Духа, чтобы преклониться перед Христом, явившимся в образе божественного агнца на центральном алтаре в окружении ангелов и орудий страстей Христовых. На переднем плане картины фонтан, который служит намеком на данное в откровении Иоанна обетование о том, что все жаждущие получат воду из колодца жизни.
Ян ван Эйк был связан с высокой культурой, процветавшей при дворе герцогов Бургундских в начале 15 века; его тщательное внимание к деталям напоминает миниатюры в бургундском «Великолепных часах герцога Беррийского», выполненные в космополитическом стиле примерно в то же время. Но в пейзаже, открывающемся на заднем плане картины, со скалами и далекими голубыми холмами, уже видны черты реализма и намечается использование характерной для живописи Высокого Возрождения художественной перспективы.
ЯГНЕНОК. В Ветхом Завете агнца или агнца часто приносили в жертву Богу; как в раннехристианском, так и в средневековом искусстве он символизировал Христовы страсти и Христово воскресение. Изображая первый сюжет, иногда в чашу (чашу) стекала кровь агнца; на картинах, посвященных второму сюжету, ягненок мог держать знамя с красным крестом на белом фоне. Атрибут Иоанна Крестителя — агнец — намек на то, что он называл Христа «Агнцем Божьим», взяв на себя грех мира.
Ягненок также может символизировать стадо, последователей Христа под защитой Доброго Пастыря, как, например, в древнехристианской мозаике мавзолея Галлы Плацидии в Равенне.
Пара Арнольфини
Явление ангела женам-мироносицам
Мадонна канцлера Николя Ролена
Богородица и младенец
Объявление
Тимоти
Мадонна в церкви