Описание картины:
Этот портрет великого русского поэта определенно считается одним из лучших жизненных портретов. Тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, придает ему особый шарм и привлекательность, так что точности изображения можно полностью доверять. Кроме того, мастер считается лучшим русским портретистом того времени, с невероятным мастерством воспроизводившим не только мельчайшие детали, но и мастерски передавшим душевные переживания персонажа.
Картина была заказана ближайшему другу Пушкина, известному поэту Антону Дельвигу, всего за три года до его безвременной кончины. Он также настоял на том, чтобы изображение мыши было изображено на заднем плане в виде небольшой античной бронзовой статуэтки, держащей в руках лиру. Это упоминание о роде занятий Пушкина должно означать, что на картине изображен поэт в процессе творчества, погруженный в собственное сознание, когда его посещает муза. Больше на полотне ни одна деталь не отвлекает внимание зрителей от одухотворенного лика поэта.
Фон — золотисто-коричневый, довольно светлый задник, который слегка светлеет вокруг головы поэта. Этот прием придает изображению объем и наполняет его воздухом, делает изображение более четким, эффектным. Нам, хорошо знающим, какие дальнейшие события развернутся для Пушкина, этот светлый набросок кажется намёком на мученический ореол.
На полотне Пушкин изображен настоящим франтом. Он очень элегантен, даже изысканно одет в платье из гладкой темной ткани, варено-белую рубашку, из-под которой виден только фрагмент воротника, и роскошный плащ с красивой клетчатой подкладкой. Следуя моде того времени, она небрежно перекинута через плечо. На шее повязан широкий шелковый галстук, мягкий атласный блеск которого приятно компенсирует матовость остальных материалов. Становится понятно, что великий Пушкин был еще и прекрасным модником, франтом.
Но больше всего привлекает внимание лицо поэта. Несмотря на все его «африканское» уродство, внешность его необычайно привлекательна, и художнику это умело удалось передать. У него очень ясные, чистые глаза, выразительный взгляд, отвернутый от зрителя и как бы смотрящий вглубь себя. Создается полная иллюзия, что прямо сейчас на наших глазах великий поэт думает о своем очередном гениальном произведении, которое увековечит его имя.
Умение художника передать общее, не оставляя без внимания мельчайшие детали, впечатляет даже многих видевших его современных зрителей. Стоит обратить внимание на идеально отполированные и тщательно подпиленные ногти поэта, который всегда «думал о красоте ногтей», а также на белые, нежные и ухоженные руки. В портрете важен каждый элемент, даже мастерски прорисованные зеленоватые и красные клетки подкладки плаща. Столь же тщательно изображены пышные волосы Пушкина, его объемные курчавые бакенбарды. Изображение кажется настолько естественным, что кажется, будто можно протянуть руку и почувствовать их густоту, упругость глянцевого, ухоженного и аккуратно уложенного локона.
Если не считать клетчатой подкладки плаща поэта, цветовая гамма в картине достаточно сдержанная и благородная, выдержанная в мягких темных, коричневатых тонах. На их фоне лицо поэта кажется очень ярким, живым и выразительным. Несомненно, этот портрет — одна из лучших картин художника, самый выразительный портрет Пушкина и настоящая жемчужина музея. Своим мастерством и талантом портретиста художник не только создал невероятно точный и красивый портрет великого русского поэта, но и навсегда увековечил собственное имя, сохранив его для истории искусства.
Другие картины Кипренского
Портрет графини Растопчиной
Портрет графа Ростопчина
Портрет полковника Давыдова
Портрет Жуковского
Молодой садовник
Бедная Лиза
Портрет мальчика Челищева
Девушка в маковом венке
Сновидение
Гадалка со свечой
Читатели газет в Неаполе