Описание картины:
Этот пухлый, веселый ребенок — не кто иной, как Джованни Медичи-младший, сын герцога Козимо I, будущего кардинала. Более широкое название портрета — «Джованни Медичи в детстве держит щегла».
Бронзино был придворным живописцем при дворе Козимо и поэтому много писал для всей семьи и приближенных. Известно, что работа была создана в сжатые сроки: герцог заказал портрет сына в середине марта 1545 года, и к началу мая он был готов. На портрете младенцу всего 18 месяцев, хотя по антропологическому облику он соответствует 2-летнему ребенку.
Неслучайно мальчик держит в руке именно эту птицу, ведь щегол – символ христианства. Мальчик одет в розовый костюм с золотой строчкой. Коралл повязан на поясе, по цвету сливается с одеждой, и сразу не заметишь — это оберег, который во Флоренции часто надевали на детей, чтобы отвратить беду и болезнь.
Уникальность этой работы проявляется в сравнении с другими детскими портретами. Бронзино обычно рисовал их с серьезными «взрослыми» лицами, но Джованни совсем не такой — картина очень эмоциональная, живая и очень реалистично показывает нам ребенка. Более того. Мальчик изображен не в полный рост и без «классического» поворота головы на 3/4, а почти фронтально. Невозможно не умиляться пухлым пальчикам и круглым щечкам, и даже прилежный взгляд заметит едва выглядывающие первые молочные зубки.
У Козимо было 4 сына, и каждый из них изображен на портретах по-разному, причиной этому послужило то, что отец уготовил каждому из отпрысков свою судьбу. Младшему сыну, Джованни, была уготована судьба кардинала, которым он стал в 17 лет.
По свидетельствам тех лет мы узнаем, что мальчика описывали как «красивого и пухлого», а его портрет был признан «самым красивым и счастливым из всех изображенных детей…». Что ж, с этим нельзя не согласиться.
Другие картины Аньоло Бронзино
Портрет Биа Медичи
Портрет Элеоноры Толедской с сыном
Портрет молодого человека
Святое семейство
Аллегория Венеры и Купидона
Портрет Лукреции Панчатики
Портрет Козимо I Медичи в доспехах