Портрет Екатерины II (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов

Портрет Екатерины II (1763), Федор Степанович Рокотов

Автор: Федор Степанович Рокотов
Музей: Третьяковская галерея
год: 1763

Описание картины:

Портрет Екатерины II — Федор Степанович Рокотов. 1763. Холст, масло. 155,5 х 139 см

Этот портрет был самым любимым у российской императрицы Екатерины II среди всех ее многочисленных парадных образов. Он отражал все принципы формирования торжественных портретов правящей элиты и был приурочен к коронации Великой Императрицы. Ее «золотой век» еще не наступил, но на портрете она уже предстает великой правительницей, могущественной и мудрой «матерью отечества».

В изображении можно найти все традиционные принципы парадного изображения, что отсылает нас к классическим приемам изображения царей, разработанным еще во времена Древнего Рима. На самом деле, на полотне много отсылок к этому времени. Например, композиция образа с императрицей, изображенной на троне, сразу указывает на ее господствующее положение в обществе, недоступное другим смертным.

Екатерина II изображена в профиль, что также характерно для античности. Ее лицо хорошо видно на фоне классической архитектуры с едва заметной на заднем плане массивной колонной. Он выглядит точно так же, как профили великих римских императоров на монетах и ​​медалях древности.

Полотно поражает не только своей композицией, но и обилием замысловатых деталей. Для парадного платья императрицы использовались самые дорогие материалы — парча, тафта, шелк, муар, органза и кружево, золотное шитье — изобразить которое крайне сложно. Художник мастерски справился с поставленной перед ним задачей. Он детально прописал каждый элемент одежды и украшений, сумел совместить их с цветом и светом так, что возникло ощущение цельности и гармонии на высшем уровне.

Цветовая гамма на переднем портрете восхищает своей свежестью и изысканностью. В наряде императрицы преобладают нежные и яркие оттенки жемчуга, которые идеально гармонируют с ее белоснежной кожей и светлыми волосами, уложенными в модную в то время замысловатую прическу. Обращают на себя внимание два ярких контрастных пятна, которые, однако, не «вылезают» из-за использования художником мягких, «припыленных» оттенков. Это алая обивка трона в богатой позолоте резной деревянной раме и синий муаровый щит, накинутый на плечо императрицы. Эти светлые тона и темная массивная драпировка в складках на заднем плане разбивают и дополняют легкие переливчатые оттенки коронационного наряда.

На портрете изображена волевая женщина, избранная самим Богом для управления своей огромной страной.

Другие картины Рокотова

Портрет Екатерины II (1763), Федор Степанович Рокотов

Портрет Струйской

Портрет Екатерины II (1763), Федор Степанович Рокотов

Портрет Екатерины II (1780-е гг)

Портрет Екатерины II (1763), Федор Степанович Рокотов

Портрет графини Санти

Портрет Екатерины II (1763), Федор Степанович Рокотов

Портрет графа Орлова

Портрет Екатерины II (1763), Федор Степанович Рокотов

Портрет неизвестного мужчины в шляпе

Портрет Екатерины II (1763), Федор Степанович Рокотов

Портрет В. Е. Новосильцевой

Портрет Екатерины II (1763), Федор Степанович Рокотов

Портрет Петра III

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий