Описание картины:
А. П. Антропов был одним из основоположников жанра портрета в русской живописи. Его кисти принадлежит несколько парадных портретов царственных особ. Он писал их на заказ для Святейшего Синода, где служил, и для интерьеров ряда дворцов и государственных учреждений.
Эта картина является подготовительной работой художника к выполнению большой копии коронационного портрета Екатерины II работы итальянского живописца С. Торелли.
Екатерина II Великая, урожденная принцесса Ангальт-Цербская, прибывшая из Германии по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, была супругой наследника российского престола, а затем императора Петра III. Пришла к власти в результате переворота и свергла своего непопулярного мужа. Она стала императрицей в 1762 году. Ее правление запомнилось как «золотой век» в истории России.
Императрица изображена в бриллиантовой короне, одета в белое атласное платье с вышитым золотом гербом, на плечи наброшена роскошная мантия из меха горностая. На бриллиантовой цепочке висит орден Андрея Первозванного в широкой оправе небесного цвета. В руках она держит символы власти: скипетр и державу. У Екатерины миловидное лицо с официальной улыбкой, длинные локоны темных волос падают на плечи.
Екатерина стоит в комнате с колоннами и богатыми драпировками, подхваченными золотыми шнурами. Справа от него царский трон, слева — на резном столе, на бархатной подушке — три короны царств Астраханского, Казанского и Сибирского — символы единства Российской империи.
По сравнению с изящным портретом Торелли этюд Антропова выполнен в упрощенной манере. Сочетание золотого, бордового, белого и зеленого цветов выглядит слишком ярко. Не стремится художник и к полному портретному сходству. Понятно, что это подготовительная работа. Антропов только пытается написать в натуральную величину парадный портрет императрицы.
Другие картины Антропова
Портрет Трубецкого
Портрет Измайловой
Портрет Петра I
Портрет Петра III
Портрет Дубянского
Портрет архиепископа Гавриила Петрова
Портрет Румянцевой