Описание картины:
Среди картин ван Дейка традиционно привлекает внимание «Тройной портрет Карла I». Идея для работы была взята у Лоренцо Лотто, написавшего «Портрет мужчины в трех ракурсах» — эта работа находилась в Королевской коллекции.
Но Ван Дейк, конечно, не был плагиатором и не терял вдохновения: заимствование идеи имело практическое значение, так как с картины Ван Дейка должен был быть изготовлен бюст монарха, который в то же время не мог быть личным.
Для изготовления бюста был необходим качественный портрет с нескольких ракурсов. Главной целью художника было максимально точно изобразить голову царя. Но Ван Дейк, взявшись за эту задачу, остался верен себе: он обвел линии светотенью, не создавая линейных контуров, и мастеру удалось передать напряженное настроение модели.
Для дальнейшей работы портрет был отправлен в Рим. Скульптор Лоренцо Бернини запечатлел «какую-то печальную обреченность, читающуюся в чертах государя». И действительно, через некоторое время Карла I не стало.
На полотне Ван Дейка он изображен утонченным мужчиной с задумчивыми, грустными глазами. Хотя герой картины, конечно же, пытается скрыть свое беспокойство. Согласно трем углам, король носит три камзола разных цветов: синий, красный и фиолетовый. Воротник такой же, из тончайшего кружева. С правой стороны виднеется жемчужная серьга — обычное украшение знатного человека того времени. В центре монарх одет в красное, в руке он держит синюю атласную ленту, с нее свисает орден «Маленький Георгий». Из левого угла торчит королевский палец, продетый через ту же тесьму.
Три ракурса портрета Карла I, монарха трагической судьбы, также парадоксальным образом напоминают Святую Троицу, ибо для придворных правитель действительно подобен земному божеству.
Другие картины Антониса ван Дейка
Святой Бруно
Автопортрет
Портрет Джеймса Стюарта
Карл I на охоте
Автопортрет с сэром Эндимионом Портером
Портрет Маргариты Лотарингской
Портрет рыцаря с красным браслетом
Леди Элизабет Тимбелби и Дороти
Конный портрет Карла I
Купидон и Психея
Автопортрет с подсолнухом