Описание картины:
Эта картина — один из первых детских портретов, где художник действительно пытался изобразить ребенка со всем его внутренним миром, а не уменьшенную копию взрослого, как это делалось раньше. Непонятно для нашего времени, что относительно недавно к детям относились не так, как принято сейчас. У них не было даже специальной «детской одежды», малыши были одеты в миниатюрные копии взрослых нарядов. Ни о какой детской психологии не могло быть и речи.
На большинстве портретов детей той эпохи младенцы и подростки изображены как уменьшенная версия взрослых, они наряжены и причесаны так же, как и их родители. Такие картины выглядят искусственными, а дети напоминают восковые статуи, за редчайшим исключением («Мальчик в голубом» Гейнсборо и «Менины» Веласкеса).
В этом портрете художник впервые изобразил реального ребенка, без возрастной стилизации. На изображении, вписанном в овал по стилю того времени, изображен мальчик с еще детскими пухлыми щечками и нежной кожей. У него светлые, сочные губы и очень выразительные темные и большие глаза. Они сразу привлекают внимание зрителя, так как художнику удалось передать в них некую детскую заботу. Создается впечатление, что пока он позировал, ребенок отвлекся от происходящего и погрузился в свои мысли.
Поскольку общеизвестно, что все свои портреты художник писал с натуры, становится понятной такая притягательность образа ребенка. Мастер просто изумительно передал все черты детского лица и его неповторимое выражение, где сразу видно, что перед нами ребенок. Несмотря на «взрослую» одежду и прическу, это маленький мальчик, у которого впереди большое будущее. Пока никто не знает, но в будущем этот нежный и мечтательный ребенок станет героем Отечественной войны 1812 года, затем войдет в одно из декабристских обществ, пытавшихся изменить историю страны, свергнув самодержавие.
Но все это в далеком будущем, а сейчас декабрист будущего находится в состоянии, когда детство постепенно переходит во взрослую жизнь. При всей внешней нежности в гордой осанке мальчика, в том, как он держит голову и смотрит, чувствуется породность и отличное воспитание. Художнику удалось уловить эту тонкую грань, оживить портрет, поэтому он до сих пор вызывает восхищение.
Цветовая гамма сдержанная, но выразительная за счет яркого центрального акцента – алого жилета мальчика. Его темно-синее платье создает красивый контраст с сочным и пленительным цветом, а светлые тона отбрасывают розовые блики на его еще по-детски гладкие и нежные щеки. Хороший цвет лица светского ребенка оттеняет сахарная белизна воротника рубашки, почти скрытая высоким воротником верхней одежды. Привлекает внимание и прическа – это типичная мужская укладка, модная в романтические времена.
В портрете нет ни одной детали, способной отвлечь внимание от внешности мальчика и его одухотворенного лица. Композиционно изображение идеально вписывается в овал, фон однородный, сероватый, призванный лишь придать объемность и живость красок детскому портрету. Одежда тоже предельно проста, без деталей и украшений, обращают на себя внимание только крупные пуговицы красного жилета с высокими пуговицами, обтянутого той же тканью, из которой сшита сама вещь. Все это предназначено для того, чтобы внимание зрителя было сосредоточено на лице мальчика, на его выразительных и бездонных черных глазах. Если следовать поговорке о том, что глаза – зеркало души, мастеру удалось в совершенстве запечатлеть живую, развивающуюся душу ребенка, сохранив этот чудесный образ для потомков.
Другие картины Кипренского
Портрет графини Растопчиной
Портрет графа Ростопчина
Портрет полковника Давыдова
Портрет Пушкина
Портрет Жуковского
Молодой садовник
Бедная Лиза
Девушка в маковом венке
Сновидение
Гадалка со свечой
Читатели газет в Неаполе