Описание картины:
Представленное произведение является частью цикла из одиннадцати частей, посвященного важнейшим моментам жизни Христа, а точнее, его путешествию через мучения. Епископ Диего де Деза заказал у Хуана Фландеса алтарные панели, и они предназначались для главного алтаря собора в Паленсии. Помимо таких сюжетов, как «Путь на Голгофу», «Погребение», «Ессе номо», «Благовещение» и др., центральное место, конечно же, отводилось «Распятию».
Приступая к работе, живописец опирался на иконографический тип Рео, предполагавший величественное зрелище с горизонтальной ориентацией. Центральную часть композиции занимает Христос, прибитый к кресту тремя гвоздями (это дань традиции, восходящей к XIII веку). Иисус здесь не страдает, не творит и не терпит — его тело безжизненно и обмякло, а кровь, текущая из ран, говорит зрителю, что все уже кончено.
Над распятым сгустилась темная туча, фактически заполнившая небо. Это еще один признак уже совершенной жестокости. Христос умер. за грехи других.
Вокруг Христа мало людей — справа мы видим Богородицу, Марию Магдалину, учеников. Замечательны те, кто только сейчас обратили свои лица ко Христу со смесью благоговения и удивления. Это воин с копьем, сотник на коне, еще один всадник.
Сюжет в картине статичен, неподвижен. Словно весь сюжет застыл в одно мгновение, персонажи совершенно не взаимодействуют друг с другом. «Распятие» получит более живую и драматическую окраску в творчестве будущих мастеров.
Другие картины Хуана Фландеса
Явление Христа Марии
Портрет девушки
Воскресение Лазаря
Иродиада. Месть
Святые Михаил и Франциск
Проповеди
Мадонна с младенцем на фоне пейзажа