Описание картины:
Эта часть легендарного пизанского полиптиха кажется наименее новаторской по сравнению с другими подобными работами мастера. Если на других композиционных фрагментах полиптиха отчетливо чувствуется влияние надвигающегося Ренессанса, то на нем еще царит готика. Она нашла свое выражение в «плоском» классическом фоне золотого цвета, традиционной трактовке и размещении знаков, в изображении фигуры Иисуса Христа.
Однако Мазаччо изменился бы сам, если бы в живописи не осталось и следа его новаторской натуры.
Первое, что бросается в глаза, это земля под ногами персонажей. Это не просто плоскость, а четкий склон, отсылающий нас к месту, где происходили изображаемые события, — к горе Голгофе в святом городе Иерусалиме.
Второе — это драпировки на фигурах. В них нашло отражение умение художника передать объем тела, который полностью скрыт тканью. Складки не просто впечатляющие, они монументальны.
Третье — это позы явлений. Обезумевший Иоанн Креститель — духовник Христа, страдающая Дева Мария, ломающая руки в безжалостной скорби — эти фигуры поражают реалистичностью передаваемых эмоций. Интересно, что сочувствующий, полный боли взгляд Девы Марии направлен не на собственного умирающего сына, а на Марию Магдалину, страдающую от бессильного горя.
Фигура распятого Христа несколько проигрывает в этом плане, так как ей не хватает особой выразительности, есть проблемы с пропорциями тела. Некоторые исследователи считают, что мастер пытался изобразить тело распятого в сложной позе, с нижней точкой, но не справился с задачей. Это может частично объяснить некоторые дефекты тела изображения.
Но самой яркой и эффектной частью картины является фигура Марии Магдалины. Во-первых, бросается в глаза ее поза. Она изображена с согнутой спиной к ногам распятого на кресте Спасителя, в позе, выражающей крайнюю степень скорби и отчаяния. Ее протянутые тонкие изящные руки, коленопреклоненная фигура и золотые длинные волосы, спадающие на спину, невероятно выразительно передают ее боль.
По сути, именно Магдалина является настоящим центром полотна, и это подчеркивается ярчайшим цветочным пятном — огненным плащом, покрывающим все ее тело. Итак, на первый взгляд абсолютно средневековое по стилю изображение оказывается гораздо ближе к эпохе Возрождения, чем может показаться при невнимательном взгляде на картину.
Другие картины Мазаччо
Мадонна с младенцем, святой Анной и ангелами
Воскрешение сына Теофила
Изгнание из рая
Крещение Петра неофитами
Троица
Чудо со статиром
Мадонна с младенцем
Поклонение волхвов
Рождество
Триптих Сан-Джовенале
Мадонна Кассини