Описание картины:
Внешне мирный и спокойный, даже умиротворяющий образ руин города Чугучак, который ныне принадлежит Китаю, имеет страшную предысторию. Ко времени создания образа в этой местности уже много лет бушует огонь восстания местных народов – уйгуров и дунган. Восстания подавлялись с невиданной жестокостью, города уничтожались до последнего жителя, оставляя лишь мертвые руины с улицами, покрытыми костями погибших и пеплом сгоревших зданий. По развалинам даже не бродили уцелевшие кошки и собаки, настолько полным было уничтожение жизни.
Именно это пугающее состояние абсолютного отсутствия живого отразил великий художник в своей серии картин о Чугучаке. На полотне изображены руины города с большой статуей китайского льва в центре. Статуя частично разрушена, а также часть здания справа и стены в конце картины. Однако нет никакого смысла в том, что это произошло естественным путем, в древности. И связано это с тем, что хотя вокруг много высокой травы, видно, что могучие старые деревья на фоне ясного голубого неба и далеких синих гор мертвы. Они сгорели, причем больше всего пострадали те, что справа, за большими развалинами. Становится понятно, что город был сожжен и разграблен, а население сильно пострадало.
Но даже в такой печальной картине нашлось место для проявления надежды. Она выражается в возрождении природы. На вчерашних улицах и площадях заброшенного города начала расти трава, пробиваются кусты и цветут дикорастущие растения. Деревья с обгоревшей кроной частично восстанавливаются, а безвозвратно погибшие покрываются вьющейся зеленью, которая вскоре скроет их болезненные раны. Цивилизация возродится и город снова оживет, но хватит ли у людей ума и доброй воли, чтобы не вернуть все к печальному истоку?
Другие картины В. В. Верещагина
У дверей мечети
Депрессивная поминальная служба
Смертельно ранен
Представляет трофеи
Апофеоз войны
Охотник с соколом
Неожиданная атака
Конец Бородинского сражения
Самарканд
Перед атакой. Рядом с Плевной
В турецком морге