Описание картины:
В старину было принято наследовать труд родителей, особенно творческие профессии. Знаменитые династии художников, скульпторов, композиторов. Династия Брейгелей — одна из величайших в истории живописи. Обычно в таких семьях главная фигура возвышается над всеми: например, в семье Баха — Иоганн Себастьян, а в семье Брейгелей — Питер Брейгель Старший.
Ян Брейгель Старший (старший, так как в семье появился еще один Ян — соответственно младший) получил прозвище «Бархатный» из-за особого колорита его живописи. Любопытно, что в Дрезденской галерее есть пять картин мастера, но нет работ ни главы династии, ни других ее представителей. Объясняется это в какой-то мере тем, что, хотя по таланту Ян уступал отцу, его официальный статус был выше — он был придворным живописцем эрцгерцога Альберта. Соответственно, работы мастера хранились в царских покоях, откуда им было легче попасть в другие августейшие коллекции.
Ян Брейгель Старший писал в разных жанрах — пейзажи, натюрморты (преимущественно цветы и животные), картины с небольшими фигурками на библейские, мифологические и аллегорические сюжеты. Представленное изображение является одним из примеров его пейзажной живописи. Работа ясно показывает генетическую связь между живописью Яна Брейгеля и искусством его отца. Невольно напрашивается сравнение с картиной Питера Брейгеля «Пейзаж с падением Икара» (ок. 1558, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), написанной за 50 лет до этого произведения. Они построены схожим образом: волнистая линия на границе между морем и сушей делит композиции на две части. В обоих случаях выбрана высокая точка, с которой пишется пейзаж, наполненный жанровыми сценами, это позволяет широко разнести перспективу. Пожалуй, на этом сходство заканчивается: картина отца полна драматического накала, а картина сына — просто пейзаж. И разница не в действии, а в психологии: искусство отца отражает его беспокойный дух, а характер сына бесконфликтен.
Другие картины Яна Брейгеля Старшего
Аллегория видения
Рыбный рынок у реки
Край леса