Описание картины:
Эта картина — второй из трех портретов, написанных Сарджентом для известного автора. Стоит отметить, что первый портрет, по сохранившимся данным, был уничтожен женой Стивенсона. Понятно, что это ему не понравилось категорически, но вторая картина была встречена если не в штыки, то оказалась не до конца понятой современниками мастера и самим заказчиком — создателем Джекила и Хайда.
На этом полотне современников художника смущало многое — странная, очень необычная композиция со смещенным центром внимания, красновато-коричневая цветовая гамма и интерпретация образов автора и его жены. Критики писали, что Стивенсон стоит в странной, даже причудливой позе, его жена сидит в кресле в противоположной части картины, словно призрак, одетая в не совсем понятное по форме платье. Но есть сведения, что автор, продумывая свои книги, часто вскакивал и буквально бегал по комнате, не обращая внимания на окружающих. Сарджент, который был близким другом Стивенсона, смог многократно наблюдать это изображение и перенести свои наблюдения на полотно.
Смещенная композиция как бы отвлекает внимание зрителей от жены автора, как бы от второстепенного персонажа, и полностью переводит его на самого Стивенсона. Открытая дверь, расположенная в центре изображения, выступает в роли визуального разделителя комнаты. Высокий и очень худой, автор выглядит нервным и напряжённым, у него напряжённое выражение лица и взгляд погруженный в себя. Возможно, в этот момент в его голове рождается еще одна гениальная строчка в книге. Он одет в темный бархатный домашний халат и узкие светло-коричневые брюки, которые подчеркивают его худощавость. Дополняют наряд блестящие лакированные туфли.
Фотография его жены — полная загадка. Ее лица почти не видно, а платье выполнено «рваными», произвольными мазками. Издалека выглядит очень эффектно, но вблизи определить форму и стиль самостоятельно невозможно. Женский портрет даже не совсем вписывается в полотно.
Небольшая по меркам Сарджента картина написана в импрессионистической манере, свободными и выразительными мазками. При этом фон на полотне более «гладкий», вычурный, а фигуры персонажей выполнены активными линиями и мазками, что придает изображению динамичность и выразительность. Эта картина необычна и неординарна, и именно поэтому до сих пор притягивает зрителей. Она опередила свое время.
Другие картины Джона Сингера Сарджента
Портрет мадам X
Гвоздика, лилия, лилия, роза
Дочери Эдварда Дарли Бойта
Клод Моне работает на опушке леса
Портрет леди Эню
Газ
Портрет Теодора Рузвельта