Сад Клода Моне в Живерни во Франции — один из самых популярных когда-то частных садов в мире. Сейчас он открыт для туристов. А те, кто не может увидеть его вживую, могут любоваться садом на сотнях картин художника.
Клод Моне впервые увидел свой новый дом в Живерни в апреле 1883 года, лениво глядя в окно поезда, направлявшегося в Гани. В следующем месяце он арендовал его и два акра земли, которые выкупил через 7 лет.
Как и в своих картинах, Моне не был чужд цвету, когда дело касалось украшения его дома, от розового фасада до лазурной кухни и ярко-желтой столовой.
Дом Клода Моне в Живерни
Желтая столовая Клода Моне
Лазурная столовая Клода Моне
В организации сада он придерживался тех же правил: никаких темных цветов и голой почвы. Все растения посажены так, чтобы они цвели по всему саду круглый год.
Сад Клода Моне в Живерни
Сад Клода Моне в Живерни (другой ракурс)
В 1893 году Моне купил прилегающий участок земли рядом с железнодорожными путями. Именно здесь он создаст водный сад со знаменитым прудом с кувшинками, который раскрасит более 250 раз.
Пруд Клода Моне (вид с моста)
«Я выращивал их, даже не думая о том, как рисовать. и вдруг магия моего пруда стала для меня очевидной. Я взял палитру и с этого момента у меня почти не осталось другой природы».
Хотя Моне рисовал сад своего предыдущего дома в Аржантее, именно в первых картинах с водяными лилиями его стиль расцвел.
Сад Моне в Аржантее, 1873 г. (картина)
Здесь начинает формироваться его поздний стиль: от импрессионизма к абстракции.
Это узнаваемое изображение японского моста, окрашенного в пестрый зеленый и светло-голубой цвета, абстрагирующего пейзаж позади.
Клод Моне, Мост в Аржантее, 1874 г
Клод Моне «Мост в Аржантее» (менее облегченная версия предыдущей картины)
Клод Моне «Мост в Аржантее» (кувшинки и лилии вокруг пруда)
Клод Моне «Мост в Аржантёе» — детальная версия
Сравнение картины и фото
Сравните это с Японским мостом, написанным между 1918 и 1924 годами, всего за два года до смерти художника, и изменения в его стиле отчетливо видны.
Клод Моне «Японский мост», 1918-24 гг
Если бы не название, вероятно, никто бы точно не знал, что насыщенная красная кривая предназначена для обозначения того же разрыва. Существует много теорий относительно того, почему стиль живописи Моне развивался именно в этом направлении. Одним из самых популярных является то, что его зрение было нарушено и способствовало фрагментарности художественного видения. Он прокомментировал свое изменение восприятия цвета при диагностированной ядерной катаракте обоих глаз.
Романтики поверили бы, что этот сдвиг был не началом старости, а скорее поздним продолжением его ранних импрессионистских экспериментов. Муниципальный музей в Гааге утверждает, что Моне на самом деле «исследовал новые художественные рубежи», которые будут продолжены в работах абстрактного экспрессионизма примерно три десятилетия спустя.
Как бы то ни было, картины сада Клода Моне оставили большой след в истории живописи.
Разные варианты водяных лилий
Клод Моне «Пруд с кувшинками»
Клод Моне «Пруд с кувшинками». Хорошо видно отражение неба в воде.
Клод Моне «Пруд с кувшинками»
Клод Моне «Пруд с кувшинками»
Клод Моне «Пруд с кувшинками». Более светлый вариант изображения.
Клод Моне «Пруд с кувшинками»
Клод Моне «Уотерс»
Клод Моне «Воды» (более абстрактный вариант картины)
Клод Моне «Уотерс» при лунном свете
Клод Моне «Уотерс»
Клод Моне «Пруд с кувшинками»
Клод Моне «Пруд с кувшинками»
Клод Моне «Пруд с кувшинками»
Клод Моне «Пруд с кувшинками» в желтых тонах
Клод Моне «Пруд с кувшинками»