Описание картины:
Самая известная работа Босха поражает своим блеском. Населенная людьми и фантастическими существами картина сочетает в себе эротические, алхимические и христианские аллегории.
На левом крыле триптиха изображен Рай, на правом – Ад, а в центре – Сад Наслаждений. Здесь голые мужчины и женщины вкушают прелести жизни. Дальний план занят причудливым фонтаном. В центре — девушки с птицами и ягодами на головах, купающиеся в озере, вокруг которого передвигаются всадники на различных животных. Первый план наполнен развлечениями людей. Замечательна компания молодых людей, лежащих в кустах чертополоха. Слева от них юноша, плывущий с девушкой и аистом в большом ярком плоде по темной воде озера, кормит купающихся терновником. Прямо за ними слева несколько крупных птиц. Интересна фигура уже немолодого мужчины, сидящего на спине щегла, он низко опустил голову, словно не желая смотреть на безобразие, творившееся вокруг.
По мнению одних исследователей, в этой части полотна Босх изобразил людей, еще не изгнанных из рая, наслаждающихся жизнью, по мнению других, мира, осужденных на смерть от потопа, погрязших в грехе. Но ни одна из этих гипотез не является убедительной.
Сотворение мира и райский пейзаж — тема левого крыла триптиха. В центре изящный фонтан — источник жизни, на заднем плане — горы и равнины, населенные зверями и птицами, впереди — Бог-творец, соединяющий Адама и Еву узами брака. Но как бы намекая на их грядущий грех, мастер изобразил вдалеке стайку птиц, вылетающую из пещеры, по очертаниям напоминающую змею.
На правом крыле триптиха — Ад. Дома на заднем плане горят пламенем преисподней, туда ведет грешников горящая река. В левом нижнем углу людей наказывают за любовь к азартным играм, а среди гигантских инструментов идет сумасшедший концерт. Вероятно, автор высказывался против пения хором под инструментальную музыку, которое в начале 16 века в Нидерландах было выброшено из церкви. Наоборот — сцена страшного наказания за чревоугодие. Ключевое место в композиции кадра принадлежит образу человека-дерева. На голове у него столешница и волынка, вокруг которой бесы водят грешников. Некоторые исследователи склонны видеть в этом персонаже автопортрет самого мастера.
Предположительно, автор хотел донести до современников мысль о том, что Адам и Ева, ослушавшись Бога, осудили людей на вечные муки.
Другие картины Иеронима Босха
Перевозка сена
Смерть и жадность
Корабль дураков
Страшный суд
Скупая смерть
нести крест
Искушение святого Антония
Семь смертных грехов
Ад
Путешествие к Эмпиреям
Блудный сын
Добывает Камень Глупости
Поклонение волхвов
Фокусник
Концерт в яйце