Описание картины:
Это батальное полотно входит в серию из двенадцати картин, посвященных победам испанского короля Филиппа IV. Бреда — город в Голландии, который был осажден испанскими войсками и в итоге был вынужден капитулировать перед превосходящими силами противника.
На картине изображена не сцена битвы, а момент, когда губернатор Бреды вручил ключи от города командующему испанской армией. Исторически и с военно-стратегической точки зрения эта осада была довольно бессмысленным занятием, но как политический ход она принесла много пользы испанской короне.
«Сдача Бреды» — очень большое многофигурное полотно, выполненное с большим мастерством. На заднем плане картины виден большой пейзаж, так как персонажи на переднем плане находятся на более высокой точке, чем сам город. Благодаря этому приему весь город выглядит как географическая карта, лежащая под ногами завоевателей. Кое-где видны следы осады — дым поднимается над местами пожаров. Большое пространство и глубокая перспектива придают изображению особую воздушность, делая довольно статичную сцену более выразительной и объемной.
Передний план на картине — явное противопоставление с противоположных сторон. Испанцы представляют собой лес устрашающих пиков, поднятых к небу и придающих полотну особую выразительность, некий жестокий ритм, оттенок потенциальной угрозы. На «испанской» стороне изображена фигура могучего боевого коня – истинное олицетворение силы. Это великолепное гнедое животное с черной гривой и хвостом изображено с исключительным мастерством, в очень труднопередаваемой позе — сзади и сбоку. Более того, лошадь подняла заднюю ногу и нетерпеливо забила копытом. Этот прием делает и без того очень реалистичное изображение еще более объемным и выразительным.
Центральная часть картины – самый важный момент события. Униженное положение губернатора и снисходительное положение военачальника подчеркивают происходящее.
Картина имеет богатую и насыщенную цветовую гамму, но полностью в духе художника, без использования кричащих, слишком ярких красок. Это эффектное полотно продолжает поражать мастерством живописи и красотой изображения.
У картины есть и другое название – «Копья». До Веласкеса было изображено много такого оружия, но только его частокол из длинных копий можно считать истинным олицетворением войны.
Другие картины Диего Веласкеса
Портрет придворного шута «Эль Примо»
Конный портрет Гаспара де Гусмана
Портрет инфанты Маргариты
Портрет Хуана де Парехи
Завтрак
Портрет графа-герцога Оливареса
Портрет Хуана Матеоса
Венера перед зеркалом
Христос в доме Марфы и Марии
Менины
Портрет папы Иннокентия X
Триумф Вакха
Вулканская кузница
Спиннеры