Джон Констебл, 1776-1837, родился в деревне, расположенной в долине Стаур в Саффолке, графстве на юго-востоке Англии. Большую часть своей творческой карьеры он писал пейзажи родного города. Россыпь домов, ферм, мельниц — сельский пейзаж вдоль реки захватывал его воображение.
Его отец, богатый владелец мельницы и торговец углем, поощрял сына заняться семейным бизнесом, но он увлекся живописью. Со временем Джону Констеблу удалось уговорить отца отпустить его, чтобы он продолжил карьеру в искусстве.
В 22 года он переехал в Лондон и поступил в лучшую художественную школу Британии. Там он изучал пейзажи известных художников, но вскоре решил, что должен писать прямо с натуры. Каждый раз, приезжая летом домой, художник рисовал картины на знакомых с детства лугах.
Внимательно наблюдая за природой, он разработал новый подход к пейзажной живописи, чтобы запечатлеть эффекты света, тени и атмосферы.
Парк Уайвенхо
Генерал-майор Фрэнсис Ребоу, друг семьи, попросил Констебла нарисовать загородное поместье Уивенхо-Парк. Констебль поместил дом в центре композиции на заднем плане, поместив усадебный парк и пастбище на переднем плане. В левом углу он изобразил генеральскую дочь на телеге, а в правом рыбаков с сетями.
Стая летящих в небе птиц, лебеди и утки, скользящие по пруду, коровы, пасущиеся и отдыхающие у тенистого берега, — все это художник писал на природе, реалистично передавая сияние летнего дня.
Как точно художник передает тень от облаков и отражение в воде.
«Шестифутовые» картины
Работая в лондонской студии, Джон Констебл завершил серию сцен из повседневной жизни рабочих, живущих вдоль реки Стаур. Он рисовал по памяти, черпая вдохновение из воспоминаний и своих ранних рисунков.
Он назвал картины «шесть футов», потому что размер каждой картины был примерно шесть на четыре фута.
На первой такой картине Джона Констебла «Белая лошадь у пруда» изображены рабочие, перевозящие животное через реку. Они напрягаются, используют шесты, чтобы помочь себе, и толкают баржу.
Эти грандиозные картины деревенских сцен привлекали к себе положительное внимание на ежегодных выставках, что помогло Констеблу добиться признания.
рисовать в таком большом масштабе оказалось непросто, поэтому художник разработал уникальный подход к созданию «шестифутовых» картин. Сначала он сделал полномасштабный масляный набросок на холсте, что позволило ему проверить свои идеи и поэкспериментировать с техникой рисования. Он также использовал их, чтобы спланировать композицию и наметить размещение деталей пейзажа, людей и животных.
Изучение облаков
Джон Констебл считал, что для изображения пейзажей художник должен использовать не только воображение, но и опыт, наблюдательность и научные знания. Поэтому он начал изучать метеорологию: как облака и атмосферные явления влияют на природу.
Он сделал сотни зарисовок маслом облаков и неба, наблюдая за их изменениями и движениями. Это помогало ему создавать реалистичные, а иногда и драматические образы в своих больших картинах.
Телега для сена
На картине изображен эпизод из сельской жизни – рабочие и телега с сеном. Дом слева — съемная квартира художника.
На другом конце луга справа видна группа косилок, занятых работой. Все это окружено прекрасным пейзажем и отражает идеалистический взгляд художника на природу своего края.
Но каким бы идиллическим ни был взгляд Констебла на сельскую Англию на протяжении всей его карьеры, маловероятно, что этот период в сельской местности был таким спокойным и счастливым.
Из-за начала промышленной революции в 19 веке многие люди в сельской местности остались без работы, поскольку она стала более индустриализированной, а машины сократили использование человеческой силы, необходимой для посева и сбора урожая. В то время среди тех, кто потерял работу, часто происходили беспорядки.
Возможно, Констебл не рисовал этих проблем, потому что не хотел отвлекать внимание от самого природного ландшафта. А может, художника просто не коснулась эта ситуация, так как он происходил из обеспеченной семьи, а революция только сделала богатых еще богаче.
Солсбери
Эта картина называется «Вид на Солсберийский собор из Епископского сада».
Констебл был не первым художником, которого привлек Солсберийский собор, но именно его картина маслом считается самым удачным и известным изображением здания и его окрестностей.
Художник смотрит на собор из леса над зелеными пастбищами и, что характерно для его творчества, изображает дворян и скот, пасущихся и наблюдающих за ним.
Художник был глубоко религиозен, а также очень любил здание и его окрестности, которые в то время считались типично английскими.
Кукурузное поле
Это не то название, которое Констебль дал картине. Так за ней и закрепилось прозвище в Национальной галерее и название. Артист назвал ее «Пьющим мальчиком».
Изображенный пейзаж отличается от обычной речной сцены Констебла. Он отмечает путь через лес, ведущий к кукурузному полю. В сцене есть немного воды, но ее присутствие незаметно и ограничено только краем изображения.
Зеленый — доминирующий и почти вездесущий цвет, покрывающий своими разнообразными оттенками более половины всей сцены и создающий рамку вокруг далеких полей. Все, что является частью этой картины, зеленое: овцы словно прячутся и исчезают в зеленых тенях, зелень в стволах деревьев, в холмах и деревьях на заднем плане.
Единственная деталь, которая отличается и почти сразу привлекает внимание зрителя, — это маленький мальчик в ярко-красной рубашке.
Он оставил овцу на некоторое время собаке и присел на корточки, чтобы посмотреть на ручеек и попить из него воды.
Вокруг него светит солнце, земля светлая и чистая, на деревьях яркие листья, по небу медленно плывут облака, подгоняемые легким ветерком, ласкающим верхушки деревьев. Все выглядит абсолютно идеально.
Мы получаем чувство спокойствия и умиротворения от этой природы, и это в основном из-за цветов. Благодаря яркой желтизне полей и ясной белизне облаков тот, кто увидит эту сцену, тотчас же погружается в нечто похожее на сон наяву.
Стоунхендж
Джон Констебл написал эту акварель в трудный период своей жизни. Его жена Мария и ближайший друг Джон Фишер умерли, а двое его старших сыновей покинули дом. Возможно, он выражает в акварели свое личное несчастье, так как картина, несомненно, меланхолична. Картина выставлялась в Королевской академии в 1836 году. Некоторые строчки, сопровождающие эту картину в каталоге, описывают ее как «таинственный памятник Стоунхендж, стоящий вдали на голой и бескрайней пустоши…». Вероятно, они написаны самим художником.
Шлюз и мельница в Дедхеме
На этой картине изображена спокойная и идиллическая сцена из английской сельской жизни начала 19 века.
Главное здание в этой сцене слева от центра композиции — сама мельница с большим водяным колесом. Констебль в молодости работал на мельнице, которой владел и управлял его отец. Справа от нее, в центре композиции, находится башня местной церкви. На переднем плане река Стаур с замком на другом берегу и пришвартованной лодкой на ближайшем. В правой части композиции преобладают большие деревья, под которыми пасутся две привязанные лошади.
На картине видны только две фигуры, стоящие перед мельницей, и одинокий человек справа от церковной башни. Понятно только, что это искусственный, да, индустриальный ландшафт.
Глядя на эту картину сегодня, легко забыть, как подход Констебла к рисованию пейзажей бросал вызов условностям своего времени. Он хотел нарисовать то, что видел своими глазами. Он хотел изображать окружающий мир таким, какой он был на самом деле, а не создавать картины, которые показывали бы ложную, идеализированную версию реальности.
Наследие
В отличие от своих современников, Констебл никогда не выезжал за пределы своей страны. Всю жизнь он вдохновлялся родиной и рисовал только их. Однако его картины сейчас находятся в разных странах мира.