Описание картины:
Эту оригинальную картину, относящуюся к раннему периоду творчества художника, часто называют столешницей из-за ее внешнего вида и назначения, которое так и не было реализовано. Картина отличается оригинальным решением и замыслом, содержит одновременно несколько связанных сюжетов.
Если присмотреться, становится понятна глубокая символика в изображении. В центре картины круглый элемент, состоящий из четырех концентрических окружностей разных размеров, воплощает идею Босха о всевидящем оке Бога. Его зрачок представляет собой изображение воскресшего Иисуса Христа, указывающее на раны, которые он получил, страдая во имя искупления грехов всего человечества. Вокруг божественного «зрачка» на золотом фоне надпись на латыни, означающая, что Бог видит, кто, как и чем грешит. Ее окружают тонкие золотые лучи, исходящие от сына божьего, словно от источника света.
Следующий круг — радужная оболочка, разделенная на отдельные сектора, посвященные семи смертным грехам. Каждый грех подписан своей пояснительной надписью. Но художник так выразительно изобразил все грехи, что это кажется просто ненужным поступком. Грех чревоугодия – это человек, который буквально сметает со стола всю появляющуюся на нем еду, другой дремучий барин, дремлющий у очага, – это воплощение уныния. Похоть — это целующиеся и обнимающиеся пары, гордость — это женщина, нарциссически смотрящая в зеркало, дерутся пьяницы — это гнев, судья, принимающий взятки, — это жадность, зависть — это то, как человек, проигравший суд, смотрит на своего удачливого оппонента.
Все эти грехи, столь понятные и сегодня, заключены в круг, что подчеркивает их цикличность, повторяемость и постоянное присутствие в жизни человека. И сейчас, спустя полтысячелетия, в нашей жизни все еще есть место всем этим смертным грехам, поэтому образ Босха остается актуальным и в 21 веке.
В четырех углах картины, также вписанных в круги, расположены изображения четырех самых главных вещей — Смерти, Страшного суда, Ада и Рая. Выше и ниже больших концентрических кругов расположены полосы латинских надписей.
Живопись в этом шедевре средневекового искусства очень детализирована и реалистична. Цветные, даже разноцветные круги размещены на гладком черном фоне, который отлично оттеняет и подчеркивает яркие цвета. В этой картине уже проявился характерный для Босха метафорический стиль, но в ней еще нет такого количества чудовищных иррациональных и потусторонних персонажей, как будто она родилась в тяжелом заблуждении.
Другие картины Иеронима Босха
Перевозка сена
Смерть и жадность
Корабль дураков
Сад земных наслаждений
Страшный суд
Скупая смерть
нести крест
Искушение святого Антония
Ад
Путешествие к Эмпиреям
Блудный сын
Добывает Камень Глупости
Поклонение волхвов
Фокусник
Концерт в яйце