Описание картины:
Любовь к природе жила в Аполлинарии Михайловиче Васнецове с детства. Он много путешествовал по России, посещая Украину, Кавказ, Крым и Европу, привозя из каждой поездки ряд зарисовок и рисунков. Все впечатления от увиденного отразились в его замечательных пейзажах, но все же главное место в его произведениях занимала природа средней полосы России.
В течение двух лет он путешествовал по Сибири и Уралу, нетронутая и дикая красота которых произвела на него неизгладимое впечатление. Вернувшись на родину, Аполлинарий Михайлович несколько лет работал над серией великолепных эпических картин, прославляющих мощь этого сурового края. Перед нами работа мастера, завершить этот цикл.
Летний день подошел к концу. Сумерки пришли. Солнца уже не видно, а вечернее небо быстро меняет цвет с нежно-лазурно-голубого в небе на ярко-фиолетовый вдали, прямо у горизонта, расцвеченный яркими розово-оранжевыми вспышками. Последние лучи солнца добавляют лиловые оттенки к сине-серому цвету низких облаков, медленно плывущих по небу.
С высоты открывается фантастический вид на тайгу, которая тянется на многие сотни километров и уходит в сторону едва заметного свинцово-голубого горного хребта. Широкая, полноводная река, петляющая стремглав, величественно течет между скалистыми берегами и исчезает вдали. Ветра нет, и бескрайнее небо отражается в холодной спокойной воде, как в зеркале. Но течение реки делает новый виток, и вот отражение раздавлено в темно-серых морских лучах на разломе.
По берегу поднимается суровый северный лес. Среди непроходимой чащи видны пустынные серо-коричневые скалы. На открытых пространствах лежат длинные темные тени. Беловатый стелющийся туман с серой пеленой постепенно скрывает сухие щели и могучие стволы, поросшие мхом и лишайником. Еще отчетливо видны темные малахитовые и сине-зеленые кроны воздушных сосен, стройных елей и лиственниц, возвышающиеся над загадочным лесом, переливающиеся в вечернем свете серебристо-серо-оливковыми оттенками.
Слегка наклонившись, но все же уверенно и гордо, могучая ель возвышается над тайгой, выдержавшей немало метелей и ветров.
Художник использует почти монохромную палитру. Гармоничное сочетание холодного синего, приглушенного зеленого и спокойного серого цветов придает изображению глубину и простор, наполняет ощущением свежести кристально чистого, прохладного воздуха. Однако небольшие кремовые и ярко-оранжевые пятна согревают. Незаметными мазками, местом для смешивания красок, заставляя их плавно перетекать из света в тень, и местом для наложения их рядом, подчеркивая насыщенность или прозрачность оттенков, художнику удалось передать реальность настоящей, яркой картины.
Вокруг тихо в ожидании ночи. Не слышно ни звука. Но бескрайние просторы заповедной тайги и высокое небо поражают. Вечная красота и бесконечность мира. Мастер смог показать силу и мощь северной природы, раскрыть свою душу. Полотно завораживает, наполняет ощущением свободы, заставляет задуматься о бесконечности жизни.
Вариант описания №2
Аполлинарий Михайлович Васнецов написал картину «Северный край. Река Сибирская» в 1899 году. Это полотно стало завершением цикла его работ, созданных на тему уральской и сибирской природы (к ним также относятся «Озеро», «Тайга» и «Кама»).
Художник путешествовал по этим местам два года, а вернувшись домой, выразил свое восхищение коллекцией великолепных картин. На всех этих полотнах отчетливо прослеживается формирование индивидуального стиля мастера и влияние великих живописцев, ставших его учителями: Ильи Ефимовича Репина, Василия Дмитриевича Поленова и Виктора Михайловича Васнецова (старшего брата).
Пейзажи поначалу были близки молодому художнику, и хотя он привозил с собой из путешествий зарисовки совсем из других широт, позднее он стал тяготеть к изображению средней полосы России.
На картине изображена широкая извилистая река и могучие деревья, растущие по ее берегам. Чаща, где нет ни одной живой души, растянулась на многие километры. Бескрайние просторы дикой природы видны с необычного ракурса, возможно, с вершины горы. Холодные тона, передающие вечернее небо, подчеркивают серьезность северной природы, и изображение словно дышит холодом.
Хмурые тучи, нависшие над рекой, не пропускают достаточно солнца, и видно, как сумерки опускаются на непроходимый лес. Таинственность лесного пейзажа усиливается необычными оттенками: серыми, лиловыми, малиновыми тонами неба и его отражением в реке. Кажется, что вся природа с нетерпением ждет прихода ночи.
Несмотря на то что Аполлинарий Михайлович не получил систематического художественного образования, его великолепные пейзажи полюбились широкой публике. В частности, картина «Северный край. Река Сибирская» заняла достойное место в Государственном Русском музее.
Другие картины Аполлинария Васнецова
Сибирь
Книготорговцы
Мост Всех Святых
Родина
Оборона Москвы от хана Тохтамыша
Вероятный вид на Белокаменный Кремль
Московский Кремль при Иване Калите