Описание картины:
На картине в аллегорической форме, столь свойственной этому художнику, изображена смерть скупого человека, искушаемого бесами. Снаружи картина похожа на алтарную дверь или часть триптиха, так как имеет необычно вытянутую форму. Сцена изображена на дереве маслом, и по своей форме и композиции она напоминает другие произведения мастера — «Аллегорию обжорства и похоти» и «Корабль дураков».
В такую сложную, очень узкую и длинную форму доски исключительно удачно вписана диагональная композиция изображения. В нем запечатлен момент ухода из жизни скряги. Он лежит в постели в опрятной и просторной спальне, но смерть его лишена доброты и смирения, он не жалеет о делах, совершенных при жизни. Несмотря на ангела-хранителя, стоящего у его головы и призывающего обратить свой взор к Всевышнему и подумать о своей душе, скупец продолжает считать свои материальные блага.
Его искушает мешком с золотом маленький демон, выглядывающий из-под кровати. Другой представитель темной части потустороннего мира облокотился на парапет с наброшенными на него знаками высокого рыцарства — плащом и мечом. Все эти признаки бессмысленности мирского существования продолжают интересовать умирающего больше, чем его бессмертную душу, несмотря на то, что сама смерть с косой уже смотрит на его дверь.
Художественные достоинства картины, учитывая время ее создания, позволяют говорить не только о смысловом значении, но и о высоком мастерстве художника. Диагональная перспектива сложна с точки зрения соблюдения пропорций, но в этой картине все выглядит хорошо и профессионально.
Цветовая гамма в картине довольно разнообразная, но не пестрая. В нем преобладают достаточно яркие цвета в теплых тонах. Здесь нет кричащих акцентов или каких-то особых деталей, отвлекающих внимание. Красноватые тона балдахина кровати уравновешиваются более насыщенным оттенком сводчатого потолка и золотыми досками пола. Оливковый цвет одежды персонажа на переднем плане, стоящего у открытого сундука с вещами, собранными в течение жизни скряги, призван обратить внимание зрителей на этот символ бессмысленного накопительства. Все это кажется таким незначительным перед лицом безвозвратного ухода из этого мира.
Взгляд зрителя должен быть ориентирован на смысл изображения, и искусство здесь вторично, оно лишь повод задуматься о хрупкости и бренности бытия.
Другие картины Иеронима Босха
Перевозка сена
Смерть и жадность
Корабль дураков
Сад земных наслаждений
Страшный суд
нести крест
Искушение святого Антония
Семь смертных грехов
Ад
Путешествие к Эмпиреям
Блудный сын
Добывает Камень Глупости
Поклонение волхвов
Фокусник
Концерт в яйце