Описание картины:
xIX век – время славных побед русского флота. Иван Константинович Айвазовский участвовал в нескольких морских операциях, побывал в Севастополе во время Крымской войны, восхищался героизмом и отвагой русских моряков и гордился опытом и талантом наших прославленных флотоводцев, многих из которых знал лично.
В 1849 году он принимает участие в смотре кораблей Черноморского флота, проводимом императором Николаем I. Это великолепное зрелище настолько врезалось в память художника, что в 1886 году он напишет посвященную этому событию картину, наполненную с торжеством и чувством гордости.
Солнце стоит высоко в небе и отражает воду яркими ослепительными отблесками, дорожка, идущая по мелким волнам, блестит серебром. Над бледно-голубым небом плывут легкие продолговатые облака. Вдали в мягкой золотисто-серой дымке видна панорама Севастопольской бухты, на холмах раскинулся белый город. Мягкие сине-голубые очертания гор тают на горизонте.
Император Николай I стоит на палубе фрегата парохода «Владимир», принимая парад, настороженно наблюдая за приближающейся эскадрой. Недалеко от него, рядом с адмиралом М. П. Лазаревым, П. С. Нахимов, В. И. Истомин и В. А. Корнилов. Их лица сосредоточены, руки сжаты в кулаки, глаза пристально следят за движением кораблей, не отрываясь.
А впереди них, в величавом кильватерном строю, распустив паруса, гордость и слава России, быстро и легко движется Черноморский флот, один из сильнейших в Южных морях.
С тихим шипением они срезают со стебля небольшую волну, оставляя пенный шлейф. Высокие мачты смотрят в небо, неся знамёна, наполненные ветром, ярко-белые на солнце или голубовато-пепельные в тени. Бело-голубые флаги Сент-Андреас гордо развеваются на ветру. На орудийных палубах открыты красные ворота, видны пушки, готовые к бою. Солнечный свет подчеркивает белизну полос на бортах, под устремленными вперед бушпритами на носах кораблей расправляют крылья двуглавые орлы.
Он задает темп и возглавляет колонну «Двенадцати апостолов» — броненосца со 130 орудиями. За ним следуют не менее известные парусники, принимавшие участие в Крымской войне.
Команды выстраиваются вдоль доски. Идеальная подготовка — ни один корабль не вышел из строя, ни один парус не потерял ветра. Над волнами кружат быстрокрылые чайки, спутники моряков.
Чтобы подчеркнуть важность момента, художник выбирает сдержанные цвета: стальной серый, синий, холодный синий и спокойный оливково-коричневый. Картина наполнена светом и воздухом. Это настолько реально, что мы чувствуем свежий морской бриз, слышим крик чаек и плеск рассекающих волн, чувствуем величие парусов и величие моря. Морская вода пенится за бортом и меняет цвет от серебристо-стального на солнце до темно-свинцово-серого в тени.
А вот преобладающие оттенки серого придают грустные тона. Через несколько лет все эти красоты будут затоплены в Севастопольской бухте, преграждая путь английским кораблям.
На эти изображенные на полотне парусники можно долго любоваться, вспоминая русских моряков и флотоводцев, которыми мы гордимся до сих пор.
Другие картины Айвазовского
Девятый вал
Корабль посреди бушующего моря
Радуга
Тонущий корабль
Океан. Коктейльный стол
Буря на озере ночью
Парусник у берегов Крыма в лунную ночь
Пляж ночью. У маяка
Итальянский пейзаж. Вечер
Лунная ночь. Баня в Феодосии
Вход в Севастопольскую бухту
Гурзуф
Чесменский бой
Смерть Помпеи
Черное море
Лунная ночь на Капри
Среди волн
Бриг «Меркурий»
Прогулка по воде
Вид на Тифлис
Лунный путь
Спокойствие
Тихий 1885
Закат на море
Кораблекрушение 1884 г
Ниагарский водопад
Неаполитанский залив
Пушкин на Черном море
Прощание Пушкина с морем