Описание картины:
Одна из самых противоречивых и загадочных картин в истории современного искусства. Написанная Леонардо да Винчи в конце 15 века для Людовика XII, она хранилась в королевских семьях Франции и Англии более двухсот лет, затем на долгие годы исчезла из поля зрения, чтобы вновь появиться в начале 20 века. Ее несколько раз перепродавали на аукционах, ведь глядя на нее, невозможно было представить, что под слоями неудачной отделки и перекраски скрывается шедевр великого мастера.
В начале 2000-х была проведена виртуозная и кропотливая реставрационная работа, длившаяся шесть лет. В 2011 году после серии художественных исследований подлинность картины была подтверждена. «Спаситель мира» был представлен на выставке произведений Леонардо да Винчи в Лондоне, и мы имели возможность полюбоваться еще одной работой гениального итальянца.
Художник пишет образ Спасителя на ореховой доске, располагая его строго фронтально. Такое расположение необычно для живописца, оно практически не встречается в его работах.
Мягкий золотой свет льется сверху, выхватывая из темноты спокойную и величественную фигуру. Может показаться, что мы имеем дело с простым человеком, ведь он не отмечен нимбом или другим символом власти. Но исходящее от него сияние, ощущение доброты и всепоглощающего тепла не оставляют сомнений в том, что это Иисус Христос.
Мы видим зрелого человека, прошедшего страдания и смерть, но не утратившего веру. Возвышенное, одухотворенное лицо обнаруживает огромную внутреннюю силу духа. Лучи теплого неземного света мягко ложатся на высокий чистый лоб, прямой нос, излучающую бледную кожу. Яркие золотистые отблески играют на вьющихся каштановых локонах, ниспадающих ниже плеч, на мягкой бородке, обрамляющей лицо. Слегка прикрытые умные и выразительные глаза пристально смотрят на нас и смотрят прямо в душу. В них сияют безграничные знания и мудрость, а за внешним спокойствием скрывается любовь и тихая грусть.
В уголках ее рта и глаз мелькнул слабый намек на таинственную улыбку, напоминающую неуловимую улыбку Моны Лизы.
Тщательно прорисованный образ окутан, так сказать, тончайшей дымкой. Мазки художника незаметны, контуры фигуры слегка размыты, полутона плавно перетекают друг в друга, что придает картине объем. Благодаря прекрасному знанию анатомии, разработанным им новым техникам живописи, в том числе сфумато, Леонардо да Винчи смог запечатлеть Спасителя живым и вполне реальным.
Изящные руки Христа превосходно расписаны. Правая рука поднята, длинные хрупкие пальцы сложены в благословляющем жесте. Но в то же время, благословляя, он призывает нас ненадолго остановиться, подумать о вечном.
Левая рука надежно и надежно держит прозрачный стеклянный шар с мерцающими мелкими вкраплениями. Это символ нашего хрупкого мира, который он послан спасти. Ничто не сокрыто от Спасителя, Ему известны все человеческие мысли и действия.
Некоторые ученые, оспаривающие авторство Леонардо да Винчи, считали, что такой ученый не мог ошибиться в передаче преломления света в хрустальном шаре. Но в результате экспериментов ученые доказали, что картина правильная, просто внутри она полая.
Мастер очень точно передает объем мягких складок синего туники, оттенки которого плавно переходят от голубого к темно-синему, и фактуру ткани. Тщательно прорисованы складки на рукаве белой рубашки рядом с запястьем.
Хитон декорирован изящной шоколадно-коричневой тесьмой с песочно-красным геометрическим орнаментом. Такие же узорчатые полосы перекрещиваются на груди Христа. Маленькие блики сверкают на драгоценных камнях, украшающих плащ.
Темный парапет на переднем плане отделяет наш реальный мир от мира духовного.
Картина не отличается яркой палитрой и большим разнообразием цветов, преобладают приглушенные, естественные оттенки всего трех цветов: голубого (от дымчато-голубого до глубокого синего), коричневого (от бледно-телесного до темно-каштанового) и глубокого черного.
Эти цвета очень символичны. Гармоничное сочетание синего (символизирующего небесное, божественное) и коричневого (означающего земное, человеческое) подчеркивает связь в Иисусе двойственной природы: он сын Божий, рожденный от обычной женщины. И, конечно же, черный – это символ вечности.
В этом портрете художнику удалось совместить, казалось бы, несовместимое — яркие чувства человека и божественную отрешенность и спокойствие.
Велик подвиг Христа, он послан Богом Отцом для спасения жизней, имя ему «Salvator Mundi» — спаситель мира.
Картина не была показана на выставке Леонардо да Винчи в Лувре в 2019 году. Ее владелец, принц Саудовской Аравии, держит ее на своей яхте. Для нее строится культурный центр, где можно еще раз увидеть творение величайшего итальянского мастера.
Другие картины Леонардо да Винчи
Портрет Джиневры де Бенчи
Святой Иероним
Мадонна с младенцем и святой Анной
Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)
Мадонна с младенцем (Мадонна Бенуа)
Мона Лиза («Джоконда)
Мадонна в скалах
Объявление
Поклонение волхвов
Крещение Христа
Последний прием пищи
Битва при Ангиари
Дама с горностаем
Витрувианский человек
Иоанн Креститель
Мадонна с гвоздикой
Красивая Ферроньера
Бахус
Портрет музыканта