Описание картины:
Увлечение Востоком было типичным явлением в искусстве начала ХХ века. Поль Гоген отправился на далекие острова Полинезии, Анри Матисс отправился в Марокко. Восток привлекал и многих русских художников. Здесь искали вдохновения В. Д. Поленов, М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов и другие. Восток, которого еще не коснулась европейская буржуазная цивилизация, где еще не возникло сложности общественных отношений, подобных тревожному XX веку, где человеческая жизнь казалась простой и естественной, как жизнь в природе, казалась им воплощением прекрасной мечты.
Павел Варфоломеевич Кузнецов отправился в заволжские степи к кочевьям киргизов и калмыков. Написанные там полотна — это не пейзажи в обычном понимании и не жанровые зарисовки. Точнее их можно назвать вариациями на тему. Все произведение цикла пронизано одним общим настроением.
Художник соприкоснулся, так сказать, с тайной самой вселенной, с высокой красотой и поэзией жизни. В тишине и спокойствии степи, в ритме жизни ее обитателей ему стали очевидны величие и вечность бытия. И в характере картины Кузнецов стремится это выразить. Его картины, небольшие по размеру, подобны величественным фрескам. Погруженные в медленный музыкально-мелодичный ритм, они наполнены торжественной тишиной и покоем. Художник изобразил простор с бескрайними степями, зелеными, золотыми или пурпурными, с высоким, тихим и ласковым, затем величественным и торжественным небом. Плавные силуэты женских фигур в цветных одеждах, задумчивые верблюды, круглые тулупы органично вплелись в ритмическую структуру пейзажа.
Кузнецов писал и обитателей степей, причем людей его интересовала не индивидуальность и своеобразие каждого, а то общее, что в них есть, что делает индивидуума частью бытия.
Картина «Спящие в сарае» пронизана тем же ощущением красоты мира и умиротворенного покоя, что и изображение степей. Едва уловимым движением кисти, словно боясь потревожить сон девушки, художник рисует ее легкую, невесомую фигуру на голубых циновках и золотых, словно волшебно светящихся цветах в сени. Краска переливается нежными оттенками, линия то спокойно и плавно движется в контурах фигуры, то головокружительно извивается в узорах ткани. Словно сам сон, светлый и светлый, запечатлен художником на холсте.