Описание картины:
Тема Страшного суда — распространенный мотив в искусстве, но до Босха, да и после него, никто не мог так фантасмагорично и неординарно изобразить возмездие человечества за грехи. Если современного человека впечатляют картины Босха, что уж говорить о его современниках. Эти люди, вероятно, считали, что художник видел чудовищ ада своими глазами, ведь в то время людям было крайне сложно заподозрить, что кто-то мог выдумать подобное.
Картина состоит из трех частей, т е представляет собой триптих, также очень часто использовавшийся в церковном искусстве, особенно в средние века. Распределение «ролей» в триптихе также вполне традиционно: посередине — собственно Страшный суд, слева — Рай, справа — Ад. Но на этом традиции заканчиваются и начинается Bosch.
Если бы речь не шла о начале XVI века, то триптих вполне свободно можно было бы спутать с произведением художника-сюрреалиста нашего времени. Bosch не имеет ограничений по пропорциям, пространственной конфигурации, перспективе или совместимости объектов. Какие перспективы в аду? Все кажется чудовищным нагромождением жутких образов, поэтому рассматривать картину нужно буквально в сантиметрах.
Страшный суд
Внимательно рассмотрев эту картину, можно понять отношение самого художника к окружающей его действительности. Традиционное деление изображения на части: верх — небо, низ — земля получается неровным. Две трети центральной доски занимает изображение грешников, падающих в ад, и лишь одна треть посвящена райскому существованию.
Эта верхняя часть традиционна — в центре Иисус Христос, его мать Дева Мария, заступница грешников перед своим божественным сыном, трубящие ангелы и жалкая горстка праведников у радужного престола. Жителей неба не так много, потому что подавляющее большинство оказывается грешниками, попавшими прямо в горнило адское.
Нижняя часть изображения выполнена в темных тонах, чтобы подчеркнуть мрачность происходящего. Именно здесь начинается большая часть сюрреализма. Чтобы оценить воображение художника, нужно быть как минимум клиническим психиатром.
Ад
Здесь гениальность (или безумие?) мастера проявилась во всей красе. Порой его персонажи настолько образны, что современному зрителю практически невозможно угадать истинный смысл, который художник вкладывает в образы. Однако Ад оказывается многолюдным местом, что проясняет позицию Босха: человечество греховно по своей природе и почти каждого после смерти ожидает это ужасающее место ножей, копий, пыток и адского огня.
Рай
Те, кто надеется на благожелательный образ Эдемского сада с цветами и птицами, будут жестоко разочарованы. У Bosch нет идиллии. Вместо пасторальных сцен он изобразил несколько сцен, опять же связанных с грехопадением: искушение Адама и Евы, изгнание их из рая, восстание падших ангелов во главе с Люцифером против Господа и их низвержение в ад.
Художественно-смысловые приемы Босха настолько необычны и интересны, что спустя несколько столетий его произведения по-прежнему популярны и широко известны. Упоминания о Страшном суде встречаются во многих произведениях не только в живописи, но и в литературе и кино. Это лучший памятник великому и ужасному Иерониму Босху.
Другие картины Иеронима Босха
Перевозка сена
Смерть и жадность
Корабль дураков
Сад земных наслаждений
Скупая смерть
нести крест
Искушение святого Антония
Семь смертных грехов
Ад
Путешествие к Эмпиреям
Блудный сын
Добывает Камень Глупости
Поклонение волхвов
Фокусник
Концерт в яйце