Описание картины:
Немецкий художник Альбрехт Альтдорфер, принадлежавший к дунайской школе живописи, несколько раз обращался в своем творчестве к сюжету рождения Христа. Картина «Святая ночь» буквально завораживает своим исполнением, реалистичностью и неким ореолом романтики.
Мы видим ветхое здание — осыпающаяся кирпичная кладка обнажает голые деревянные балки. Это сооружение давно превратилось в руины, о чем свидетельствуют цветы и травы, проросшие прямо на камнях. Именно здесь нашло приют Святое Семейство.
Лунный свет выхватывает Иосифа, Марию и младенца из темного угла старого здания. Свечение полной луны делает все контуры более выраженными, контрастными, что кажется, что можно разглядеть все детали пейзажа. Вообще, основные достоинства Aldorfer в первую очередь связаны с ландшафтом. Работая в небольшом пространстве (его картины очень скромных размеров), художник изобрел, можно сказать, минималистическую технику живописи. А в представленной работе мы можем заметить, как тщательно пропечатана каждая деталь – травинки, кирпичи, деревянный каркас. Кажется, что перед нами разворачивается таинственная история, сказка.
Фигуры людей на картине написаны более схематично и приблизительно. Мэри скрестила руки на груди. Вид у нее, как и у Иосифа, унылый, печальный и в то же время смиренный. Почти на самой земле лежит младенец в окружении трех ангелов. Ангелы картины — и те, что рядом с Иисусом, и те, что парят над разрушенным зданием, и тот, что виден в светлом пятне на облаке под луной: все они однотипны и не имеют заявленных индивидуальных функций . Это весьма характерно для эпохи, в которой работал Альтдорфер. Олицетворение небесных героев в живописи будет чуть позже.
Однако новатором Альдорфер стал в другом – автор смело использует контрастные цветовые сочетания, тем самым уравновешивая композицию яркими пятнами: Луной, желто-белым облаком под луной, ангелами на небе и самим младенцем Иисусом.
Слева от главных героев находится еле различимая фигурка агнца (точнее головы) и это довольно известный христианский символ. Иносказательно присутствие этого животного в образе можно выразить следующими словами: Бог заботится о своем стаде, как внимательный пастырь заботится об овцах. Ягненок в стойле — еще одно доказательство великой судьбы новорожденного Иисуса.
Другие картины Альбрехта Альтдорфера
Битва Александра с персами
Мученичество святого Флориана
Пейзаж с семьей сатиров
Вечеря апостолов
Лот и его дочери
Христос на кресте
Пейзаж с мостом