Описание картины:
Чаще всего для картин использовался другой фрагмент мучений святого Себастьяна — момент казни его римскими лучниками. Де Рибера выбрал другой, редко встречающийся мотив — спасение и исцеление от ран. Отпустила мученицу, вынула стрелы, промыла раны и исцелила их другая христианская святая Ирина.
Себастьян был римским военачальником, тайным христианином. Во время казни друзей-христиан он выступал в их защиту. Явился ангел и благословил его, толпа уверовала и приняла запретную веру. Разгневанный император приказал казнить Себастьяна. Его привязали к дереву и расстреляли из лука. Очевидно, у него было много сторонников среди воинов, ибо ни одна стрела не пронзила жизненно важные органы.
Ночью его пришла хоронить местная вдова, христианка Ирина. Она сняла его с дерева и увидела, что он сильно ранен, но жив. Именно этот момент запечатлел художник на своей картине. Святой еще даже не совсем развязан — правая рука протянута вверх, привязана веревкой к дереву, а тело уже лежит на земле. Другая рука безвольно упала на землю, голова была запрокинута — мужчина был без сознания от перенесенной агонии. Святая Ирина вынимает из его тела глубоко всаженную стрелу, а женщина, стоящая на коленях рядом, держит в руках большой пузырек с какой-то жидкостью — водой или лекарством.
Эта картина написана художником в ранние годы и несет на себе ярко выраженную печать сильнейшего влияния школы Караваджо. Это выражается в выборе цветов и особенно в игре светотени на холсте. Ее фон и большая часть антуража погружены в глубокую тьму, во мраке тонет и фигура горничной, едва очерченная сдержанными и тоже темными, приглушенными красками. На этом глубоком бархатистом фоне почти обнаженное тело святого буквально сияет в лунном свете. Лицо святой Ирины одинаково освещено светом. В тот момент, когда она вытащила стрелу, она повернула голову к горничной и что-то ей сказала. Лунный свет осветил ее лицо, подчеркнув скульптурные черты и руку, вытащившую стрелу.
Несмотря на то, что в сцене участвуют всего три фигуры, композиция достаточно сложная, даже замысловатая. Это характерно для эпохи барокко. Две коленопреклоненные женские фигуры, почти диагонально расположенное тело святого мученика, его протянутая рука — все это служит воплощению замысла художника. Несмотря на скупость красок и сдержанное художественное решение полотна, оно поражает экспрессией и выразительностью.
Другие картины Хосе де Рибера
Сон о Джейкобе
Хромать
Святое семейство со святой Екатериной
Диоген
Женская дуэль
Святая Инесса
Святой Онуфрий