Описание картины:
Пожалуй, наиболее проницательной работой на социальную тему Владимира Маковского является картина «Свидание», которую автор закончил писать в 1883 году. Здесь отчетливо прочитывается влияние передвижного объединения художников, выдвинувшего на первый план современные ему социальные проблемы.
Герои картины – беднейшие представители русского народа, мать и сын. Из-за нехватки средств юношу отправили в город подмастерьем, а это тяжелая, многочасовая и малооплачиваемая работа. К нему в гости приехала мать, принеся из подарков только буханку хлеба.
Мальчик одет в грязный темный фартук, из-под которого видна пестрая рубашка с закатанными рукавами. На ногах ничего нет — молодой человек стоит босиком на грязном полу. Лицо героя удивительно: зритель не сразу узнает в нем мальчика, скорее, это лицо мужчины. Черты лица грубые, взгляд направлен на еду, выражение не по-детски серьезное.
Мать, закутанная в платок, показана Маковским в профиль. Она задумчиво смотрит в пустоту и размышляет о тяжелом положении сына. Как сердце болит и стонет у матери… Плечи ее прикрыты грубым тулупом, а простая шерстяная юбка говорит нам о том, что она пришла из деревни, и, скорее всего, пешком. На улице зима, поэтому ее путь был непростым.
Их встреча лишена объятий, разговоров и вообще какого-либо общения – измученные герои устали от тяжелой работы и забот. Декорации, на фоне которых разворачивается их безрадостное свидание, только подчеркивают крайнюю бедность. Их встреча происходит в мрачной комнате с почерневшими деревянными стенами, где среди предметов быта мы можем заметить только керамический кувшин, стоящий на бочке. Кажется, мы слышим звенящую тишину, которая повисла в этой узкой комнате.
В изображении преобладает темный цвет, «разбавленный» лишь яркими контрастными пятнами — одеждой и лицами персонажей. Маковский особенно выделил лица матери и сына в известном приеме — на них падает естественный солнечный свет из небольшого окошка, который живописец намеренно не включает в композицию.
Что же касается композиционного построения, то Маковский и здесь остается верен себе — он максимально приближает героев своего сюжета к зрителю, чтобы мы могли видеть их лица и мертвые глаза. Это дает огромный эмоциональный эффект.
Худощавый мальчик со взрослым лицом не старше 13 лет, необычайно голодный, босой, одетый в бедную неопрятную одежду, и его мать, отдающая дань уважения сыну хлебом, — сюжет, изображающий глубочайшую жизненную трагедию типичных представителей бедняки в России. А от работы веет беспомощностью и безысходностью.
Картину «Свидание» по силе эмоционального воздействия можно сравнить разве что с «Маленькими шарманщиками», созданными за 15 лет до описываемого произведения.
Маковский никогда не ограничивался показом социальных проблем, за что его осуждали другие передвижники, но если он все-таки обращался к этой проблеме, то делал это со свойственной ему ответственностью и искренностью, поэтому социальные работы художника до сих пор находят отклик в наших сердцах.
Другие картины Владимира Маковского
В жаркий день
Крестьянский ребенок
Девушки, освещенные солнцем