Описание картины:
Полотно «Сумерки. Луна» является ярчайшим представителем жанра «мудскейп», созданного Исааком Левитаном. Такие картины можно читать как своеобразную автобиографию художника, так как в них — он сам: его мысли, чувства, события.
Автор снимка уже болен, плохо себя чувствует. Он признан обществом, братьями по цеху, но находится в натянутых, холодных отношениях со своим лучшим другом, писателем А. П. Чеховым. Сердце болит, а еще молодой (ему нет и 40) Исаак Ильич идет, опираясь на палку. Поэтому его полотно меланхолично, мрачно и как-то одиноко.
Изображение зрительно разделено на две половины — бескрайнее небо с одиноким кругом луны и бескрайняя водная гладь, в которой отражается то же небо и та же луна. Ни души, ни вздоха, только едва заметная рябь на воде.
Голубая палитра диссонирует с густыми апельсиновыми деревьями, желтой травой вдоль берега и темными ставшими высокими соснами. Композиционно все гармонично и точно выверено. Отягощенная правая сторона более чем уравновешена двумя одинокими, тонкими, почти голыми деревьями, равномерно распределяющими внимание зрителя по полотну. Эта филигрань и тонкость так свойственны Левитану.
С одной стороны, мы видим осенний пейзаж во всей его «левиафановой» красоте — с характерной палитрой, структурой, элементами и атмосферой. С другой стороны, зная биографию автора картины, можно представить произведение как одну из последних глав его жизни. Пройдет меньше года и Исаака Левитана не станет. Что было в этой последней главе — нарастающее одиночество, душевная тоска, разочарование…
Другие картины Левитана
Сумерки. Стога сена
Озеро опьянение
Золотая осень. Слободка
Долина реки
Печальный день
Июньский день
Осенний пейзаж
Солнечный день
Березовая роща
Вечер. Золотые мольбы
После дождя. Плес
Маршировать
Тихая резиденция
Тишина
Вечерний разговор, вечерний звонок
Владимирка
Над вечным покоем
Наша большая вода
У бассейна
Деревня. Зима
Осенний день. Сокольники
Урожай дороги в деревне
Золотая осень
Вечер после дождя
Осень. Я
Вечер
Весна в Италии