Описание картины:
Ключом к пониманию того, как 14-летний мальчик смог создать такой яркий и трепетный образ, являются обстоятельства его детства.
Воспитанием маленького Дедо (домашнего прозвища Амедео Модильяни) занимались мать Евгения Гарсен и дедушка Исаак Гарсен. Будущий всемирно известный художник учился в частной школе, организованной его матерью, а дед, ученый, полиглот, увлеченный шахматист и высокообразованный человек, познакомил его с искусством. Так Модильяни развивался в интеллектуальной среде, которая только взращивала его художественные таланты, формировала его мировоззрение и эстетические представления.
Когда мальчику было 11 лет, его мать записала в дневнике вопрос: может быть, он вырастет художником? Но уже спустя несколько лет стало ясно, что успехи сына в живописи выходят далеко за рамки нрава или способностей — он настоящий талант. Именно в этом возрасте появилась его первая профессиональная картина «Тосканская дорога», на которой Модильяни изобразил один из пейзажей недалеко от своего дома. Критики относят это полотно к стилю импрессионизма. Известно, что юный Амедео учился в мастерской Гульельмо Микели, где упор делался на импрессионизм. Мальчик был самым младшим в классе.
Представленная работа представляет интерес не только как редкий образец (пост)импрессионизма в творчестве Модильяни — художник очень редко обращался к пейзажному жанру. Первоначально живописец создавал произведения в эстетике экспрессионизма, а также портреты или свою самую большую работу в стиле ню.
Композиция построена таким образом, что сам зритель стоит на пути, уходящем далеко за горизонт. На мокрой дороге мы видим отражение неба. По бокам — заросли увядшей травы, на горизонте — неровной линией рисуется силуэт гор. Ярким акцентом, создающим некоторую асимметрию в композиционном построении, является одиночное дерево с густой, неравномерной кроной.
Цвет картины достаточно холодный с вкраплениями теплых, желтых пятен. Заметны короткие, нервные штрихи, искрящаяся играющая фактура. Здесь нет ни одной линии (хотя линия Модильяни впоследствии станет важнейшей составляющей, автор «научит» ее объему и выразительности). Доминирующую роль играют цвета, а точнее переливы и сочетания – все соответствует концепции импрессионизма. Все представлено сквозь дымку, пелену, особое световоздушное пространство.
Конечно, можно найти подражания, цитаты, некую «студенческую» манеру, но уже в этой ранней работе юный гений умел создавать настроение и чувство. Ты как будто стоишь на мокрой извилистой дороге, вдыхаешь влажный, кислый воздух, а ноги ведут тебя за горизонт, к сизым горам…
Другие картины Амедео Модильяни
Обнаженная на синей подушке
Голая сидит на диване
Танцор
Лежать голой с синей подушкой
Алиса
Девушка в голубом
Сидя голый
Рыжая женщина
Девушка в желтом платье
Жених и невеста
Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе
Женщина с веером
Портрет Беатрис Гастингс
Анна Зборовская
Рыжеволосая девушка в вечернем платье