Описание картины:
Картина «Турчанка» была создана в 1837-1839 годах и навеяна поездкой на Ионические острова, которую организовал граф Орлов-Давыдов, известный меценат и писатель.
Программа такой художественной экспедиции была насыщенной — от любования красотами Греции до «покорения» всей Малой Азии, но уже в Афинах Брюллов заболел и был вынужден вернуться в Петербург. По дороге домой болезнь задержала живописца в Константинополе на целых три месяца, за это время Брюллов смог в полной мере насладиться экзотической красотой Турции.
Глядя на полотно «Турчанка», можно с уверенностью сказать, что художнику удалось очень ярко передать главный характер этого края – чувственность, счастье, пленительную эстетику.
Мы видим молодую девушку, расслабленно лежащую на подушках. Все в ее внешности обнаруживает серость, дискомфорт, а наряд и головной убор только подчеркивают эту неевропейскую красоту. Яркий, броский взгляд не требует приглушенных фоновых тонов, чтобы акцентировать внимание на героине – резкая цветовая гамма вовсе не «скрадывает» девушку, а, наоборот, подчеркивает и удваивает ее красоту.
Полотно написано не с натуры — это воспоминания Брюллова, его турецкие впечатления, которые были настолько свежи и отчетливы, что сумели так тонко и реалистично воплотиться в портрете турецкой девушки, с ее «пряной» красотой, символизирующей весь регион.
Вариант описания 2
В XIX веке интерес к восточной культуре был особенно востребован и свойственен как европейским, так и русским художникам. На многих картинах современных живописцев встречались наряды и интерьеры восточного быта.
Теплые и яркие воспоминания о трехмесячном пребывании художника в Константинополе воплотились в небольшой восточной серии картин – «Турчанка», «Одалиска», «Бахчисарайский фонтан» и других.
Эта работа Карла Павловича Брюллова – абсолютно шедевр искусства. Хотя картина написана автором не с натуры в Турции, а после возвращения в Петербург.
Брюллова увлекала и волновала тема загадочной и странной восточной женщины, так непохожей на европейку.
На портрете выразительное и яркое лицо молодой турчанки сразу привлекает и привлекает внимание. Красивая белая и чистая кожа с нежнейшим румянцем, красивые и чувственные губы, черные дуги изящных бровей, ну и конечно же карие глаза с восточной вуалью. Взгляд устремлен на страницу, и зритель может предположить, что ее мысли приятны и плывут куда-то далеко.
Примечателен наряд молодой девушки. Через плечо накинута декоративная накидка, она выполнена из дорогой ткани и красиво контрастирует с белым платьем. На темные и блестящие волосы — необычный головной убор — большая турецкая чалма. Бахрома от чалмы легкими волнами покрывает грудь и руки красавицы.
Богатый фон далекой плоскости и лазурное покрывало, на которое опирается женщина, только подчеркивают яркость национального, восточного колорита всей композиции. При этом, не скрывая ослепительной, необыкновенной красоты женщины Востока.
В этом произведении особенно проявился талант Брюллова чувствовать своего персонажа душой, эмоциями. Очарование, женственность, нежность, соблазнительность и счастье воплощены художником в образе этой экзотической девушки.
Другие картины Брюллова
Портрет княгини Салтыковой
Пифферари перед образом Мадонны
Последний день в Помпеях
Райдер
Итальянское утро
Итальянский полдень
Художественный гений
Нарцисс
Портрет М. А. Бека
Вирсавия
Идти
Смерть Инессы де Кастро
У Богородицкого дуба
Райдеры
Девушка собирает виноград
Эрминия с пастухами
Сон о бабушке и внучке
Дата отмены
Осада Пскова
Портрет сестер Шишмаревых
Портрет Елены Павловны
Вторжение Гензериха в Рим
Бахчисарайский фонтан