Описание картины:
При упоминании о цикле художественных произведений Василия Васильевича Верещагина, известном как «Балканская серия», одной из первых приходит на ум картина «В турецком морге», вызывающая самые искренние, скорбные эмоции.
Холст «В турецком морге. Погребальный турецкий лазарет в походе 1877-1878 годов написан художником в 1881 году, несколько позже большинства картин балканской серии. Этот цикл был невероятно тяжелым для Верещагина. События, происходившие во время русско-турецкой войны, еще долго не отпускали художника, избавившегося от боли, негодования и внутреннего протеста, и перенесшего на холст настоящее лицо войны — холодное, мертвое и страшное в его неизбежности.
На картине изображен морг, расположенный в Плевне во время кровопролитных боев с турками, воюющими под предводительством Осман-паши. Печальное и горькое зрелище предстает перед зрителем. В темной, грязной комнате в лихорадке мечутся измученные раненые рядом с медленно умирающими и давно умершими солдатами. Места не хватает, как и приличного медицинского обслуживания, поэтому несчастные лежат не только на кроватях: солома на полу тоже стала для солдат последней кроватью. Дух смерти и безысходности витает над трупами, беспорядочно укрытыми изношенными в долгих походах солдатскими одеялами.
Художник мастерски использовал свое тончайшее природное чувство цвета и знание законов светотени. Полотно почти осязаемо передает густоту и зловоние больничного воздуха, благодаря обилию тяжелых, темных оттенков синего, а слабые лучи солнечного света, проникающие сквозь разбитое окно морга, только усиливают тягостное впечатление. Откровенная картина Верещагина «В турецком морге» является своего рода иллюстрацией истинного итога войны, ее изнанки и трагического исхода.
Другие картины В. В. Верещагина
У дверей мечети
Депрессивная поминальная служба
Смертельно ранен
Представляет трофеи
Апофеоз войны
Охотник с соколом
Неожиданная атака
Руины в Чугучаке
Конец Бородинского сражения
Самарканд
Перед атакой. Рядом с Плевной