Описание картины:
Из всех шедевров Леонардо да Винчи эта картина, написанная в поздний период его творчества, является самой противоречивой. Она стала широко известна как «Вакх», хотя ее первое имя было «Иоанн Креститель в изгнании». Что заставило мастера изменить первоначальную идею и придать библейскому персонажу черты древнего бога?
Великий мастер выбрал в качестве модели свою любимую ученицу Салаи, может быть, поэтому картина получилась такой человечной и теплой?
Молодой привлекательный юноша спокойно сидит у подножия небольшой скалы, скрестив ноги и поворачиваясь к зрителю. Меховая шкура, накинутая на руку и едва прикрывающая тело, опускается на землю.
В левой руке он держит длинный деревянный посох — тирс и гроздь спелого винограда, атрибуты бога виноделия. Но указательный жест правой руки точно такой же, как у Иоанна Крестителя на традиционных изображениях, а посох — неотъемлемая часть образа святого.
Слабый рассеянный свет очерчивает его худощавую спортивную фигуру, мускулистые ноги, сильные плечи. Но в то же время в них чувствуется что-то женское, даже избалованное. Может быть, слишком плавные контуры тела, мягкие линии в области коленей и рук? Неразрывные мазки сменяющих друг друга теплых оттенков кожи от нежно-телесного до золотисто-коричневого, слегка размытые контуры оживляют образ, делают его осязаемым и объемным.
Легкая, загадочная улыбка озаряет молодое лицо, а малейшие переходы в светотень придают чертам неуловимое разнообразие. Благодаря коричневым теням красивые темные глаза становятся более глубокими и выразительными. Внимательный, напряженный взгляд, в котором проглядывает хитрость и приглашение глупого вопроса.
Густые локоны темно-медных волос, играя золотыми блестками, ложатся на плечи и оттеняют теплый цвет лица. Голову украшает венок из зеленого плюща — еще один символ древнего бога. Тщательно отпечатаны листья травы, растущие под ногами, темно-зеленые и крепкие стволы деревьев на серо-коричневом камне.
Искусно нарисованный фон придает изображению глубину. Для написания пейзажа великий итальянец использует приглушенные серо-зеленые и песочно-оливковые цвета. Сквозь дымчато-серую дымку проступают очертания высоких гор и широкой реки, между облаками виднеется голубое небо. И снова христианский символ стремления к Богу — олень, лежащий на траве.
Одухотворенный образ, передающий сложный внутренний мир, богатство эмоций, притягивает зрителей к этому шедевру Леонардо да Винчи, заставляя долго вникать в детали и пытаться раскрыть тайны этой картины.
Другие картины Леонардо да Винчи
Портрет Джиневры де Бенчи
Святой Иероним
Мадонна с младенцем и святой Анной
Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)
Мадонна с младенцем (Мадонна Бенуа)
Мона Лиза («Джоконда)
Мадонна в скалах
Объявление
Поклонение волхвов
Крещение Христа
Последний прием пищи
Битва при Ангиари
Дама с горностаем
Витрувианский человек
Иоанн Креститель
Мадонна с гвоздикой
Спаситель мира
Красивая Ферроньера
Портрет музыканта