Описание картины:
Эту картину Игорь Эммануилович Грабарь написал в 1914 году. Всего за год до этого художник женился на девушке, изображенной на первом плане, — Валентине, племяннице своего давнего друга Николая Васильевича Мещерина.
Черноволосая девушка сзади — ее сестра Мария. Так получилось, что ей пришлось стать мачехой детям художника после того, как ее собственная мать бесследно ушла из дома…
Живописец давно знал семью Мещериных — он не раз приезжал к нему в гости в имение Дугино с 1904 года, за десятилетие до того, как написал «Васильки». Совсем юные племянницы Николая Васильевича неоднократно становились его моделями: например, в первый же год знакомства он написал этюд «Под березами», где Валя и Маша стоят в компании своей гувернантки, а на следующий год он изобразил рыжеволосую Валентину за трапезой («За самоваром»).
Постепенно дружеская привязанность переросла в трепетные чувства, и когда в 1913 году девушке исполнилось 20 лет, они поженились. С тех пор Валентина не раз становилась для художника натурщицей: он писал ее портреты в 1927, 1928, 1931 и 1934 годах, но тут случился несчастный случай: у нее диагностировали психическое расстройство, ее поместили в клинику на долгие четыре года. (несмотря на то, что в семье уже выросли дочь и сын), и после возвращения домой ушла из семьи. Второй женой Игоря Эммануиловича стала та самая Мария, которая изображена на пророческом портрете «Васильки».
Но вернемся к сюжету на картинке. Аристократичные барышни занимаются очаровательным делом: они собирают пышные разросшиеся васильки в букеты и расставляют их в вазах и корзинах. Оттенки полотна яркие и контрастные, пронзительная синева цветов выделяется на фоне белизны скатерти, лавки и одежды девушки, а на заднем плане композиция дополняется сочной зеленью.
Золотые солнечные пятна повсюду украшают стол, листья на деревьях и букеты. Становится понятным, почему в усадьбу Дугино стремились многие живописцы того времени: кроме самого Николая Васильевича Мещерина, на пленэр в разное время выезжали также Исаак Ильич Левитан, Алексей Степанович Степанов и Василий Васильевич Переплетчиков. Пленительная красота этих мест не укрылась от Игоря Эммануиловича Грабаря и сыграла в его жизни судьбоносную роль.
Другие картины Грабаря
Хризантема
Зимнее утро
Ясный осенний вечер
Февральская голубизна
Мороз
Римфрост, 1918 год
Бьоркеалле
Светлана
Мартовский снег
Пок
Зимний пейзаж