Описание картины:
В течение своей жизни Эль Греко несколько раз обращался к теме Воскресения Христова. Эта работа была сделана специально для церкви Санто-Доминго в Толедо. Картина украшает правый придел. Исследователи предполагают, что художник начал писать «Воскресение» сразу после окончания центральной части алтаря.
Написанию предшествовало соглашение, в котором церковь ставила условия — на картине обязательно должен присутствовать святой Ильдефонс, покровитель Толедо. Зритель сразу замечает его в левом нижнем углу запрестольного образа.
Считается, что в образе святого Ильдефона Эль Греко изобразил известную личность в Толедо – это дон Диего де Кастилья, который был настоятелем собора.
Сюжет картины повествует зрителю о моменте, когда Христос внезапно предстал перед воинами, охранявшими его гробницу. Белый саван отлетает, фигура Иисуса укрывается алым саваном. Правая рука Воскресшего устремлена к небу, взор опущен, а лицо выражает спокойствие и смирение.
А внизу царит хаос — солдаты в страхе мечутся и убегают, валуны сверкают острыми краями. Только Святой Идельфонс тих и спокоен. Он как будто не от этого действия, а зритель, ожидавший святого библейского события — воскресения Сына Божия. Фигура святого уравновешивает сложную динамическую композицию.
Самое удивительное, что Христос на картине еще не небесный бестелесный герой — он еще принадлежит земному миру. Христос материален и изображен в реальном пространстве. На его особую роль указывает только легкая, невесомая фигура, более бледные и в то же время светящиеся изнутри краски.
Впоследствии Эль Греко отошел от столь необычного, «земного» толкования Христа, приблизив его к традициям иконописи.
Другие картины Эль Греко
Святая Вероника
Иоанн Богослов и Франциск Ассизский
Исцеление слепых
Апостолы Петр и Павел
Вид на Толедо
Сент-Луис и не только
Троица
Похороны графа Оргаза
Снять одежду с Христа
Рыцарь с рукой на груди
Поклонение пастухов
открытие пятой печати
Лаокоон
Святой Мартин и нищий
Мученичество святого Маврикия