Благовещенский собор Кремля, Москва, Россия

Благовещенский собор в Кремле, Москва, Россия

Страна: Россия
Г. Москва
Адрес: Кремль
   Музей Благовещенского собора — один из самых посещаемых музеев Кремля в Москве. В его коллекцию входят шедевры искусства. Именно с этим храмом связана деятельность Андрея Рублева в Кремле.

   Благовещенский собор имеет свои исторические отличия. Он входил в состав великокняжеского дворца: прямо за ним находились палаты Государевой Думы, с которыми он соединялся переходами. Через него проходили самые торжественные шествия, иногда во дворец входили иностранные посольства. О нем в старину говорили, что он стоит «с великим князем на дворе в зале». Это была первая домовая церковь важных московских правителей. Все это обусловило привлечение к ее созданию и оформлению лучших художественных сил своего времени.

   Этот памятник, пожалуй, не меньше, чем Успенский собор, может рассказать о своих давних связях с историей Москвы, с архитектурным ансамблем Кремля. Сохранилась первоначальная часть Благовещенской церкви конца XIV – начала XV века, весь ее нижний, так называемый «цокольный» этаж. Он выступает в качестве цокольного слоя, фундамента существующего здания. Это один из самых ранних сохранившихся памятников белокаменного зодчества Москвы. По нему можно судить об особенностях архитектуры и характере великого строительства Кремля, начатого Иваном Калитой и продолженного Дмитрием Донским и его сыном Василием. Можно добавить, что исследователи ведут успешные археологические исследования под фундаментами этого древнего сооружения и находят следы еще более ранней постройки.

   Сохранились летописные известия начала XV века, из которых ясно, что значил этот храм для великого князя Московского: он поручает величайшим и известнейшим художникам Феофану Греку, Прохору Городецкому и Андрею Рублеву украсить его картины. Собор, расположенный близ златоверхого дворца, рядом с другим московским чудом того времени — городской колокольней, был местом проведения важных торжественных церемоний, которые поднимут авторитет Москвы в период ее активного подъема и создания единого государства . Благовещенский собор занял подобающее ему место при реконструкции Кремля при Иване III. Он должен был еще больше, чем прежде, придать торжественный характер великокняжеской резиденции. Строительство шло параллельно с созданием тронной приемной — Большой или Грановитой палаты и сокровищницы.

   Создателями выступили такие же талантливые псковские зодчие, «искусные в камнерезных хитростях», которые в то же время возвели Ризположенскую церковь на Соборной площади, завершив ее на несколько лет раньше Благовещенской церкви.
   Домовая великокняжеская церковь строилась с 1484 по 1489 год. Она значительно больше дворцовой церкви митрополита. Примостившись в высоком старом подвале, он устремился вверх со своим трехголовым составом. Его основные конструктивные и художественные качества характерны для московской архитектурной школы. Образ памятника таков, что он создает радостное, праздничное, светлое настроение, столь характерное для столичного искусства того времени, что соответствовало общему повышению национального самосознания.

Благовещенский собор в Кремле, Москва, Россия

   Позже, в 16 веке, именно этот памятник больше других испытал на себе влияние исторических изменений. Его украшали и ремонтировали чаще других зданий на соборной площади, что придавало ему больше пышности, нарядности, величия. К 1508 году в основном было завершено небывало грандиозное строительство Кремля, связанное с созданием новой столичной крепости и резиденции великого князя. Затем, в связи с достройкой нового большого дворцового комплекса, Благовещенский собор рядом с ним был расписан известным московским живописцем Феодосием, золотым куполом, внутри богато украшенным «золотом и жемчугом». Его порталы, выходящие во дворец и на площадь, воссозданы в итальянском стиле – они созданы в виде небольших триумфальных арок с великолепным резным декором и позолотой.

   В царствование Ивана Грозного, когда произошли дальнейшие политические изменения в развитии русского централизованного государства, Благовещенский собор приобрел еще более представительный и внушительный вид: первоначально трехглавый храм был преобразован в величественный девятиглавый храм. Вот так и дошло до нашего времени.

   Связи памятника с историческими событиями, с жизнью столицы были разнообразны. Одной из характеристик Благовещенского собора является то, что это был храм «при царской казне». В подклете собора, под его мощным белокаменным сводом, сохранилась его часть. Главный склад находился рядом в сокровищнице, примыкавшей к апсидам собора и построенной с ней одновременно. По существу, палата и подклет собора были простым хранилищем для величайших государственных сокровищ и всякого рода сокровищ: «лялы и яхты, камни и жемчуга, вся сажени, пояса и цепи золотые, сосуды золотые, серебряные и каменные, шелковых одежд и всякой другой одежды, какой угодно». Были крепкие стены, добротные кованые двери, надежные замки. Недаром подвалы совхоза иногда превращались в темницы для опасных политических противников великого князя отсюда.Вот,например,в 1492 году мятежный князь Андрей Горяй,брат Ивана III,умер в заточении,не дождавшись помилования.Понятно,что это было вполне надежное место для хранения знаков государственной власти,архивов и кладов Именно отсюда выдавались великокняжеские регалии для официальных церемоний и затем проходили через Благовещенский собор.

   В середине XVI века, после большой беды — пожара в Москве в 1547 году, в огне которого пострадали и Благовещенский собор, и казна, царская церковь дома была превращена в своеобразный центр восстановления сожженные памятники в Кремле: здесь планировалась реставрация произведений искусства, отсюда и общий надзор за выполнением.

   В истории Благовещенского собора памятны 60-е годы XVI века, когда Москва в попытке воссоединить все исконно русские земли в одном государстве во время Ливонской войны захватила город Полоцк. Этому событию было посвящено сооружение специальных приделов в домовой церкви Ивана Грозного и выполнение росписей у входа в собор, прославляющих ратный подвиг воинов.

   Примечательно, что в Благовещенском соборе, как и в других памятниках на соборной площади, присутствует патриотическая, военная тематика. Не вся история этого интересного памятника кажется ясной. Ученых интересуют многие смежные проблемы. Некоторые из них являются дискуссионными. Постоянное и внимательное изучение памятника и его музейного собрания, археологические раскопки и реставрационные находки выводят на путь истины в этих спорах.

Благовещенский собор в Кремле, Москва, Россия

   Крупнейшим событием в истории советской реставрации стало открытие в Благовещенском соборе Московского Кремля произведений Феофана Грека, Прохора Городецкого и Андрея Рублева. Предполагалось, что иконы, написанные ими для этого памятника в начале XV в., не сохранились, так как летопись сообщает об их гибели во время пожара в 1547 г. Однако уже в первый же год после передачи кремлевских соборов в ведение Советский музей они идентифицировали, а в 1919 году полностью освободили от более поздних записей. Итак, с первых лет своей новой деятельности Благовещенский собор оказался музеем шедевров. Однако до полной организации музея прошло много времени. Работа реставраторов была большой по объему с очисткой росписей, которая проводилась в несколько этапов. Открытие соборных икон продолжается и по сей день.

   Благовещенский собор — один из богатейших музеев древнерусской живописи. Здесь представлены не только произведения Феофана Грека и Андрея Рублева, но и более ранние произведения, многие произведения XVI века. В нем сохранились настенные росписи, выполненные в 1508 году сыновьями и учениками знаменитого Дионисия — мастером Феодосием «с братьями». Росписи мастера Феодосия, органично входящие в интерьер и сливающиеся с ним, образуют единое целое с архитектурой. Здесь все — и росписи, и иконы, и декоративное убранство — сочетаются в гармоничном созвучии. Для собора в целом характерно преобладание теплых, мягких, красочных сочетаний.

   Живописный ансамбль Благовещенского собора не только примечателен сам по себе, но и является ярким примером того, как в XVI веке пытались сохранить традиции в искусстве, как отдавали дань наследию и авторитету прошлого. Об этом в первую очередь свидетельствует бережное отношение к иконостасу с произведениями самого почитаемого художника Древней Руси Андрея Рублева. Кроме того, исследователи обращают внимание на то, что отдельные сюжетные циклы в настенных росписях XVI века отчетливо повторяют (в целом, к сожалению, почти неизвестные) сюжеты настенных росписей, украшавших Благовещенскую церковь в начале XV в. 15 век.
   Редкая коллекция икон музея Благовещенского собора позволяет посетителям увидеть работы московских иконописцев на протяжении нескольких столетий. В южной галерее памятника в дополнение к иконам, представленным в иконостасе, размещена большая группа станковых росписей. Большинство из них принадлежат Благовещенскому собору, остальные входят в музейную экспозицию из других коллекций икон Московского Кремля.

   Выставка знакомит не только с московским искусством, в основном с 15-го и 16-го веков, но и с его истоками. Он открывается памятниками, относящимися к Владимиро-Суздальской художественной культуре, — иконами XIII века «Спас Златоволосый» и «Явление архистратига Михаила Иисусу Навину». За ними следуют произведения, относящиеся к важнейшим периодам истории древнемосковской живописи — времени Андрея Рублева и времени Дионисия. Самая многочисленная группа произведений относится ко второй половине XVI века. Почти все они происходят из верхних приделов Благовещенского собора. Удивительный памятник архитектуры, собрание бесценных произведений искусства, своего рода художественная летопись древней Москвы – таким предстает перед нами Благовещенский собор.

Другие музеи:
Архангельский собор Московского Кремля, Россия Успенский собор Московского Кремля, Россия Церковь Положения Плащаницы, Москва, Россия Государственные музеи Московского Кремля, Россия
Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector