Галерея, которая сегодня считается неотъемлемым этапом развития искусства в западном мире, появилась в один из самых значительных моментов истории — в эпоху наивысшего рассвета флорентийского Возрождения по заказу эрцгерцога Козимо I Медичи.
Здание Уффици предназначалось для размещения правительственных учреждений и должно было стать новым и современным административным центром, символизирующим герцогскую власть. В связи с этим здание планировалось расположить рядом с Палаццо Веккьо, который тем временем из муниципального здания превратился в роскошный дворец эрцгерцога.
«Никогда мне не приходилось работать на сооружении здания, сооружение которого было столь трудным и опасным, так как оно было заложено на берегу реки, и почти в воздухе», — с гордостью писал архитектор Джорджо Вазари, обращаясь к которому Козимо я поручил строительство.
Начало работ над грандиозным зданием Уффици относится к 1560 году. Архитектурный ансамбль, выполненный в форме подковы, состоит из двух параллельных друг другу зданий, соединенных Серлианской лоджией с живописным видом на Арно. Яркая площадь Синьории и коричнево-золотые деревенские блоки Палаццо Веккьо сливаются в этот замкнутый комплекс, отличающийся простотой и элегантностью, архитектурным решением, которое Вазари разработал со ссылкой на идеи своего возлюбленного Микеланджело.
Новый многофункциональный центр Великого Герцогства Тоскана занимал три этажа. На верхнем этаже, в западном коридоре, Козимо I хотел разместить множество флорентийских ремесленных и промышленных мастерских. На нижних этажах располагалось 13 флорентийских отделов, двери которых выходили на площадь, что видно сегодня по надписям и символам, укрощающим продольные балки.
К западному крылу комплекса примыкал старый монетный двор, где чеканились золотые и серебряные флорины, которые в то время пользовались спросом в Европе благодаря стабильному весу и стоимости. В нишах пилястр портика должны были быть размещены различные скульптуры по популярным во Флоренции традициям, которые уже нашли отражение в соседней церкви Орсанмикеле. Статуи должны были изображать известных людей, чтобы возродить величие древнего форума императора Августа. Но только в середине 19 века в пустующие ниши были поставлены 28 статуй Вазари, которые от Джотто до Галилея и от Макиавелли до Микеланджело веками были призваны восхвалять тосканский гений.
Для отделки монументальных порталов и ребер по всему комплексу был выбран серый камень, чередующийся с белой флорентийской штукатуркой, взятый из каменоломен долины Мензола, ценный до такой степени, что его можно было получить по специальной лицензии от линейка.
Уффици было одним из немногих зданий, где этот тип камня использовался для облицовки наружных стен, которые обычно предназначались для украшения интерьеров и дворов.
В 1565 году по случаю свадьбы сына Франческо Иоанны Австрийской Козимо I поручает Вазари построить тайный коридор, чтобы принц мог покинуть королевский дворец и пройти через город без сопровождения военного кортежа. Проход длиной почти 1 км был проложен за несколько месяцев. Этот чудесный Коридор Вазари шел вдоль здания Уффици, затем над мастерскими Понте Веккьо через Арно, исчезая среди домов и дворцов. Выход из коридора находился в одной из пещер Садов Боболи за городскими воротами.
Когда Франческо I основал первую часть галереи в 1581 году и передал в нее наиболее ценные предметы из коллекции произведений искусства своей семьи, помещения верхнего этажа были превращены в выставочные залы, в которые можно было попасть только через отдельные входы Палаццо Веккьо.
Благородная лестница Вазари, состоящая из 126 ступеней из серого камня, вела только на второй этаж комплекса и заканчивалась в вестибюле придворного театра Медечи. От старого придворного театра, построенного Бернардо Буонталенти в 1585 году, на лестничной площадке находится старинный мраморный портал при входе в нынешний кабинет рисунков и гравюр, и три двери, ведущие в свод напротив лестницы.
Над центральной дверью возвышается бюст Фрэнсис I, изображающий герб семьи Медичи — флорентийские лилии, герб принца, лавр и его зодиакальный меч. На этом этаже находится кабинет для рисунков и гравюр, который был открыт в 17 веке по инициативе кардинала Леопольда Медичи. Эти залы содержат одну из самых важных коллекций графического искусства.
Когда в 18 веке к власти пришла Лотарингия, Петр Леопольд решил сделать новый вход в галерею, которая, в соответствии с новыми просветительскими идеями, была окончательно открыта для города, поэтому лестницу Вазари было решено продолжить, чтобы посетители можно было дойти до музея.
Над входной дверью галереи находится бюст Петра Леопольда, просвещенного князя, с надписью, посвященной основателю одного из первых музеев западной истории в современном понимании. В коридорах галереи собрано множество римских статуй, ставших предметом восторженного реставрационного исследования уже в эпоху Возрождения. Постепенно расширяющаяся коллекция древностей 15 века, драгоценных камней, медалей, монет, ценных ваз из разных источников, между 16 и 17 веками пополнилась необычной коллекцией античных статуй, принадлежащих семье Медичи.
Сегодня экспонаты размещены по принципу оригинальной компоновки, предложенной эрцгерцогом Франческо I. В начале первого коридора находится один из великих шедевров античного искусства, представленных в музее — Геракл и кентавр — самый ценная копия римской эпохи, с оригинальной бронзовой работы древнегреческого скульптора Лисиппа.
Своды в трех коридорах покрыты фресками с образным орнаментом, так называемыми гротесками, на которых изображены аллегорические, мифологические и фантастические сцены. Цикл берет свое начало от наиболее искусных и известных своим декоративным изяществом гротесков, написанных Алессандро Аллори и его помощниками в 1581 году. Завершается маршрут собранием портретов.
Картины галереи Уффици
Коронация Марии
Алтарь Сан-Марко
Афина и Кентавр
Портрет Марии-Терезы де Бурбон-и-Валабрига верхом на лошади
Богородица с младенцем на троне в окружении ангелов
Мари Аделаида из Франции
Портрет Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона
Автопортрет — Ганс Гольбейн Младший
Портрет сэра Ричарда Саутуэлла
Мученичество святого Флориана
Поклонение волхвов
Портрет Маргариты Лотарингской
Портрет Изабеллы Брант
Автопортрет, Рембрандт
Объявление
Святой Бенедикт
Поклонение пастухов
Положение в гробу
Девушка с пучком из перьев
Портрет Фелиситы Сартори
Юдифь обезглавливает Олоферна
Бахус
Жертва Исаака
Мадонна дель Пополо
Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни Медичи
Портрет Биа Медичи
Мадонна с длинной шеей
Портрет Лоренцо Великолепного
Ужин в Эммаусе
Портрет Козимо Старшего Медичи
Портрет девушки с книгой стихов Петрарки
Мадонна с гарпиями
Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере
Персей освобождает Андромеду
Воин и землевладелец
Мадонна со щеглом
Автопортрет (1506 г)
Мадонна Дони
Священная аллегория
Мадонна дель Магнификат
Поклонение волхвов
Объявление
Поклонение волхвов
Крещение Христа
Портреты Федерико Урбино и Баттисты Сфорца
Триптих
Битва при Сан-Романо
Коронация Марии
Мадонна с младенцем, Святой Анной и ангелами
Поклонение волхвов
Принести в храм
Объявление
Мадонна Огнисанти
Мадонна Ручеллаи
Пророк Елисей
Кузница Гефеста
Мадонна Кассини
Портрет Лукреции Панчатики
Портрет Джованни Медичи в детстве
Портрет Козимо I Медичи в доспехах
Благовещение Честелло
Мадонна с младенцем и ангелом
Сопротивление
Портрет неизвестного с медалью
Мадонна во славе
Адам и Ева
Непорочное зачатие