Папа Юлий II (1503-1513) стоял у истоков того, что сегодня известно как музеи Ватикана. Как большой любитель искусства и известный меценат, он, как и его предшественники, приглашал в Рим известных художников своего времени. Рафаэль выполнил фрески в залах папского дворца, теперь известные как Станцы Рафаэля. Микеланджело сначала расписал свод Сикстинской капеллы, который ранее был украшен изображением звездного неба, а более чем через два десятилетия, уже при другом папе, создал композицию «Страшный суд» на алтарной стене».
Но начало систематическому собирательству и созданию музеев в Ватикане в их современном понимании было положено во второй половине 18 века папами Климентом XIV и Пием VI. В то же время был реконструирован дворец Бельведер, в котором разместился Музей античного искусства, названный в честь его основателей «Пио-Клементино». Пий VI также собирал картины, а его коллекция, состоявшая из более чем ста полотен, позже положила начало Ватиканской пинакотеке.
В 1797 году, согласно Толентинскому договору с Наполеоном, часть произведений искусства, собранных в Ватикане, отправилась во Францию и была перевезена в Париж (пополнять коллекции французских музеев за счет других было обычно в стиле Наполеона Так появился в Лувре ее самый знаменитый экспонат — «Мона Лиза»).
Но после падения императора большая часть украденных шедевров вернулась в Италию. Впрочем, этого могло и не быть, если бы не Антонио Канова, величайший скульптор того времени и хранитель художественных коллекций Ватикана. За помощь в возврате произведений искусства ему, сыну каменщика, был присвоен титул маркиза. По просьбе папы Пия VII Кьярамонти Канова начал организовывать в Ватикане еще один музей — римской скульптуры из папской коллекции: статуи и бюсты, в том числе копии с греческих оригиналов. Выставка открылась в 1822 году в специально построенном здании и стала называться музеем Кьярамонти.
В 1837 году был образован Григорианский этрусский музей, названный в честь папы Григория XVI. На выставке представлены уникальные предметы, найденные при раскопках некрополей в Южной Этрурии. А через два года появился и Григорианский музей египетского искусства.
В 1908 году была торжественно открыта Ватиканская пинакотека, которая некоторое время спустя, в 1932 году, переехала в новое здание, построенное для нее архитектором Лукой Бельтрами. Эта художественная коллекция содержит только картины, в основном итальянских художников, основанные на сценах из священной истории.
В 20 веке в Ватикане открылись и другие музеи, в том числе современного религиозного искусства (не правда ли, звучит очень захватывающе? И, кстати, там собраны работы Ван Гога, Дали, Матисса, Родена, Пикассо…) , исторический музей, где желающие могут ознакомиться с серией портретов пап – не будем забывать, что мы все еще в центре католического мира. Но в то же время нельзя сказать, что музеи Ватикана — это сплошная выставка на тему «Религия и искусство». Есть галерея старинных географических карт, поражающих своими деталями, выставка карет и автомобилей, на которых передвигались Папы Римские.
Следует отметить, что музеи Ватикана идут в ногу со временем и по использованию достижений научно-технического прогресса поставят на сто баллов впереди многих других современных музеев. А о некоторых из предлагаемых услуг стоит рассказать отдельно. Здесь, например, проводят экскурсии для слепых. Во-первых, у них была возможность познакомиться со скульптурами на ощупь. Сейчас в Пинакотеке рядом с некоторыми картинами появились специальные рельефные панно. Прикоснувшись к ним пальцами, незрячие посетители могут составить представление о работах великих мастеров. Такие экскурсии включают в себя подробный аудиокомментарий и тщательно подобранное музыкальное сопровождение.