Судакская цитадель окружена высокими стенами с зубчатыми башнями, массивными воротами, укрепленными прочным металлом. Крепость сидит на неприступной серой скале, сделанной такой же величественной и мощной, как и прежде. При первом взгляде на величественную цитадель кажется, что шум голосов за крепостными стенами — это голоса средневековой орды жителей Солдайи, продолжающих привычный уклад жизни, невзирая на прошедшие столетия.
Также у ворот посетителей встречает строгая стража, которая так же, как и в средние века, следит за территорией цитадели, чтобы не пропустить не уплатившего пошлину ловкача. Раньше каждый торговец, привозивший товары в Солдайю, должен был платить пошлину за въезд в город. Налог платили не деньгами, а товарами, привезенными купцами. Например, купец, привозивший в город дрова на продажу, должен был выбросить из своей тележки бревно. Склеивание с помощью «древесной дани» позволило отапливать социальные здания.
Но современные посетители, конечно же, попадают в музей Судакской цитадели, получив входной билет, тот самый, который предъявляют на входе стрингеру, одетому в шорты и бейсболку.
Первые шаги в крепость начинаются для посетителей от входа в центральные ворота, после посещения барбакана ранее. В Средние века этот способ охраны входа в город был достаточно известен. Для нападения на город нужно было подойти к городским воротам. Но попасть туда можно было только через полукруглую площадку барбакана, шириной, равной полету стрелы. С двух башен, расположенных над городскими воротами, лучники вели огонь по противнику из-за битв на зубцах.
Туристы, прогуливаясь по Центральной городской площади, даже не подозревают, что когда-то здесь были одни строения. Глубоко под слоями травы и почвы от глаз путешественника скрыты остатки былых сооружений, не столь величественных, как сама цитадель, но все же выполняющих важнейшие функциональные значения социального характера. Здесь, рядом с рынком, находилась ратуша, около нее таможня и два храма. Один предназначался для католиков, назывался «Дева Мария», другой — для греков с названием «Святая София». В те времена территория занимала чуть более 20 гектаров с населением всего в восемь тысяч человек, что для той эпохи считалось внушительной цифрой.
Сегодня на Центральной площади проходят рыцарские турниры. Практически со всех территорий бывшего Союза на международный турнир по историческому фехтованию «Генуэзский шлем» съезжаются участники. В турнирные дни многие туристы стремятся приехать на интересные экскурсии в музей цитадели, чтобы увидеть масштабы постановочных сражений, в которых участвуют сотни рыцарей, демонстрируя свою ловкость и недюжинную силу.
Участники другого фестиваля под названием «Рыцарский дворец» демонстрируют модели боевой одежды и различного оружия, а также различные ремесла, присущие самым разным народам – бургундцам и баварцам, славянам и шотландцам, кочевникам и крестоносцам.
Башня Паскуале Джудиче — блестящий образец большинства боевых башен цитадели, вот только ей повезло, что она сохранилась лучше других. Сохранились три стены в четыре уровня и с входом в башню на ярусе второго уровня стены. Оружие хранилось на нижнем уровне, вероятно, там располагалась караульня, о чем свидетельствуют остатки обогревателя. Второй уровень занимали воины, стрелявшие из луков и арбалетов через плотные растяжки. На третьем уровне, напротив, окна были прямоугольными и гораздо шире; они предназначались для стрельбы из гигантских арбалетов, метавших бревна и каменные ядра весом до 6 кг. Верхний уровень также считался боевым.
Уцелевшая плита башни Паскуале Джудиче, заложенная в начале ее строительства по обычаям, существовавшим у генуэзцев, смогла донести до нас очень ценные сведения. По описанию на плите этой башни историкам удалось прочитать дату закладки плиты, которая датируется 1 августа 1392 года. Первую плиту приказал заложить весьма уважаемый консул Солдайи — Паскуале Джудиче.
Перед посетителями предстало еще одно, не менее хорошо сохранившееся здание консульского дворца, выполнявшее, помимо жилых функций, еще и оборонительные функции. Дворец состоит из 3-х башен, самая большая из которых была прозвана турками Катара-Куле или проклятой башней, вероятно, потому, что в 1475 году там погибло много турок. Согласно существующей легенде, во время взятия цитадели турками уцелевшие защитники скрылись, пройдя по подземному ходу замка прямо к морю. Вторгшиеся турки не нашли там ни одного воина… Может быть, это просто легенда, как и любой другой средневековый замок, но не исключено, что здесь есть подземные галереи.