Из крупнейших коллекций, отражающих 3-4 тыс до н.э., можно выделить коллекцию ювелирных изделий. В нем представлены артефакты эпохи бронзы и раннего железного века. Большой интерес представляют предметы, датированные 7-3 тысячелетием до нашей эры, которые изготавливали скифы, киммерийцы и сарматы. Эти племена жили в лесостепной и степной частях Восточной Европы.
Проведя ряд раскопок, археологи нашли большое количество золотых украшений для одежды, а также много серебряных предметов. Эти украшения предназначались для оружия, ритуальных чаш, сосудов, конской сбруи. Большие коллекции представлены украшениями для женщин, в которые вошли: серьги, различные подвески, рельефные миниатюры, гривны. В те времена гривны носили на шее, в виде переплетенного обруча. Особый интерес представляют коллекции жемчуга, филигранные узоры и разнообразие форм которого могут свободно конкурировать с современными коллекциями жемчуга и даже превосходить их на порядок.
По историческим раскопкам видно, что украшения были изготовлены в северном Причерноморье, принадлежавшем греческим городам-государствам Греции, а также Малой Азии. По преданию, мастера происходили из городов Херсонеса, Ольвии, Пантикапея.
Прогуливаясь по залам, можно полюбоваться достойным украшением коллекции драгоценностей экспонатом – золотой пекторалью, найденной при раскопках кургана под названием Толстая Могила. Это украшение носил скифский царь, по легенде его изготовил древний мастер. Украшение датируется 400 г до н.э.
А какие красивые изделия делали кочевые народы тюркской группы, в которую входили татаро-монголы, печенеги, гунны, половцы, авары. Просто невозможно оторвать глаз от представленных экспонатов оружия и доспехов, а также личных украшений, обрамленных различными драгоценными камнями, некоторые с инкрустацией полудрагоценными камнями.
Большой интерес представляют украшения мастеров восточных славян 6-8 вв и мастеров Киевской Руси 9-13 вв., где применялась техника перегородчатой и выемчатой эмалей. Термин «эмаль» появился только в девятнадцатом веке, до этого эмаль называлась «финифть». Технология получения рисунка из эмали – длительный процесс, который можно повторять до ста раз, но в итоге получается подлинный шедевр художественного произведения, точную копию которого повторить невозможно.
В музее можно познакомиться с композициями мастеров Киевской Руси, произведения которых состояли из мифических образов, изящных орнаментов геометрических и растительных мотивов. Особенно элегантно смотрятся золотые украшения с цветными оттенками эмали.
Все экспонаты, представленные в музее, показывают потомкам процесс становления художественного творчества украинских мастеров прошлого и настоящего времени.