Как ни странно, самая тяжелая доля легла на плечи молодого Ялтинского музея. Известно, что поэтесса прожила всего сорок два года, три года своей жизни она провела в Крыму, причем два из них непосредственно в Ялте. Именно здесь Леся Украинка написала свои замечательные произведения: «За морем», «Крымские обозрения», «Крымские воспоминания», «Кассандра» и многие другие.
Еще в начале ХХ века была создана группа почитателей творчества известной писательницы с целью открытия музея, посвященного ее юбилею. В группу, создавшую музей, входили совершенно разные люди, среди которых были как краеведы, так и творческие личности. Среди них был даже один из учеников поэтессы Николай Охрименко. Все эти люди руководствовались лишь одной целью – почтить память Леси Украинки.
Первым результатом работы группы стало возведение памятника Лесе Украинке и установка памятной доски на стене дома, в котором она жила в далеком 1897 году. В качестве фундамента для памятника было решено сделать блоки из диабаза, которые были специально подняты со дна моря. А известный скульптор Галина Кальченко создала актуальный образ самой поэтессы, которая и по сей день сидит на берегу с задумчивым взглядом.
Однако после всего этого начались определенные проблемы, вызванные протестами интеллигенции 70-х годов. А вместо музея памяти Леси Украинки открыли музей «дореволюционной культуры». После полной реставрации дома все же удалось организовать выставку, посвященную 120-летию Леси Украинки. Произошло это в 1991 году во время распада Советского Союза. Вскоре, под долгим давлением просветительского движения, открыли и сам музей, присвоив выставке Леси Украинки – звание музея ее памяти.
Конечно, главной целью открытия музея была не только презентация различных вещей того времени, но и тонкая научная и просветительская работа всего населения. Благодаря усилиям энтузиастов в 2003 году была создана новая выставка под названием «Ломикамен». Название странное на первый взгляд, но именно так Леся Украинка назвала цветок эдельвейс. Кроме того, еще при жизни Леси Украинки многие критики называли ее именно таким прозвищем, подчеркивая ее волевой и сильный характер.
В самом музее есть прям мебель того периода и почти все предметы быта. А наличие аптечки грустным голосом напоминает всем посетителям о тяжелой болезни поэтессы, которую она перенесла. Когда Лесе удалось побороть болезнь, она постоянно ходила в читальню, которая находилась недалеко. Она часто читала последние новости и воспоминания, причем на самых разных языках. Важно отметить, что некоторое время на территории музея функционировала местная школа.