Какие инструменты есть в музее?
Здесь находится один из самых ценных инструментов в мире – клавесин Иоланды де Полиньяк, любимца Марии-Антуанетты. Важной особенностью музея является то, что это не только уникальная коллекция инструментов, но и то, что за ними стоит огромная история.
Клавесин был любимым инструментом французской знати. Этот инструмент был куплен для Версаля маркизой де Полиньяк. Возможно, она сама играла ее в присутствии королевы Марии-Антуанетты. Французская революция не только уничтожила коронованных особ, но и многие музыкальные инструменты, принадлежавшие им, сгорели в огне. Этот клавесин лишь чудом избежал пожара, долгое время считался утерянным и был обнаружен лишь столетие спустя.
Флейты
Флейты Берлинского музея инструментов принадлежали Фридриху Великому, знаменитому королю Пруссии. Фридрих Великий очень любил музыку и играл на поперечной флейте. Он брал уроки у придворного флейтиста Иоганна Кванца.
Кстати, Кванц не только научил короля блестяще играть на инструменте, но и усовершенствовал сам инструмент. Что касается Фридриха, то он прославился после своих побед, был прекрасным полководцем и всегда находил время поиграть на флейте.
Хранящиеся в музее флейты – настоящие драгоценности. Они хранятся в роскошных футлярах, украшенных кожей и золотом. Эти флейты представляют собой наиболее сложные технические конструкции. Они состоят из нескольких сборных деталей, и от того, как он собран, зависит высота звучания инструмента. В музее есть флейта из моржового клыка, флейта из слоновой кости и даже флейта, которую можно использовать как трость.
Бабушка Фридриха Великого — королева София Шарлотта — была очень интеллектуальной и очень любила музыку. Она получила очень оригинальный клавесин в подарок от своего двоюродного брата. Это был походный клавесин, привезенный из Парижа.
Есть сведения, что Фридрих Великий брал этот инструмент в военные походы, ведь он даже играл в походах на флейте, а другой музыкант аккомпанировал ему на клавесине.
Инструменты для путешественников
В музее собрана уникальная коллекция инструментов для путешественников. Люди всех возрастов стремились окружить себя музыкой. Конечно, теперь в дороге нас сопровождают телефоны, и тогда изобретателям ничего не оставалось, как сконструировать инструменты для тех, кто не мог обойтись без музыки в путешествии или прогулке.
Когда говорят о старинных инструментах, в первую очередь думают об итальянских скрипках. В Музее инструментов в Берлине представлены прекрасные инструменты из Санкт-Петербурга и Венеции.
Вольфганг Амадей Моцарт написал музыку для кларнетов, выставленных в музее. Он разработал этот кларнет вместе со своим другом Антоном Стадлером. Такой кларнет имеет дополнительное отверстие в нижней части и называется бассетгорном или бас-кларнетом.
Антон Стадлер — один из первых кларнетистов, начавших выступать в качестве солиста. Тогда это было редкостью, кларнет был еще очень несовершенен. Знакомство Штадлера с Моцартом стало для музыки судьбоносным. Моцарт посвятил музыканту несколько своих произведений для кларнета.
С тех пор кларнет сильно изменился, а возможности стали богаче. Бас-кларнет довольно необычен для своего времени. В берлинском музее хранится единственный в своем роде инструмент, изготовленный специально для концерта Моцарта.
Здание музея
Здание и интерьер музея напоминают корабль. Корабль, путешествующий по страницам истории. На палубах находятся пассажиры — представители музыки разных эпох, а мы — попутчики и зрители — можем не только любоваться совершенной красотой инструментов, но и слышать их голоса, а также знакомиться с деталями их создания.
В Музее инструментов в Берлине есть особые реликвии, такие как кабинетный рояль, изготовленный в Вене в 1810 году мастером Йозефом Бродманом, который был учителем Игнаца Бёзендорфера, известного производителя прекрасных роялей, на которых играл Лист.
А инструмент, который находится в музее, был куплен у Бродмана в 1819 году в Вене великим композитором и пианистом Карлом Марией фон Вебером. Это пианино Вебера долгое время хранилось у его сыновей, а потом стояло в королевской библиотеке. Когда в 1880 году был открыт Музей инструментов, король Пруссии подарил музею пианино. Иногда в музее устраивают концерты пианистов, и музейщики радуются, что он до сих пор звучит так хорошо.
Берлинский музей музыкальных инструментов называют «живым музеем», так как в нем часто проходят концерты классической музыки. А те, кто интересуется не только классикой, могут услышать звучание «Вурлитцеровского органа».
Этот инструмент может заменить целый оркестр и даже имитировать звуки, как настоящий синтезатор. Он был изобретен в 20-х годах прошлого века для сопровождения немых фильмов и театральных постановок, и вот уже почти 100 лет продолжает радовать и радовать слушателей, давая возможность музыкантам творчески проявить себя.