Музей прикладного искусства и быта России XVII века

Музей прикладного искусства и быта России XVII века

Страна: Россия
Город: Москва
Адрес: Кремль
   Музей прикладного искусства и быта России XVII века — старейший из всех музеев Московского Кремля. Его экспозиция была создана на средства Оружейной палаты только в 1962 году. Музей раскрывает особенности развития художественной культуры в России XVII века и расположен в здании той эпохи — в бывшем дворце русских патриархов.

   Само по себе здание представляет собой интересный памятник русской гражданской архитектуры середины XVII века с домовой церковью, службами, крутыми лестницами внутри стен, открытыми галереями, подсобными помещениями и чуланами между этажами. Когда-то на этом месте был построен деревянный дворец для главы русской церкви — митрополита Петра, переехавшего из Владимира в Москву. Митрополит Иона, избранный в 1448 г., вместо деревянных построек построил первые каменные дворцы. После установления патриаршества в России в 1589 году дворец стал называться Патриаршим. Практически каждый новый лидер церкви что-то подправлял, переделывал по своему вкусу. Сохранившийся до наших дней дворец, построенный патриархом Никоном в середине XVII века.

   Сильный, умный политик, желавший поставить церковную власть над государственной, Никон был одним из богатейших людей России. Во всех уголках страны ему принадлежали огромные земли, двадцать пять тысяч дворов работали на казну Патриарха, три специально построенных им монастыря должны были стать личными династическими владениями церковного монарха. Увеличена территория Патриаршего двора в Кремле. Она простиралась от Успенского собора до Троицких ворот Кремля, включая старый дворец Бориса Годунова. Многочисленные службы — Кормовой и Сытный дворы, Казначейский дом, школа дьяконов и певчих, тюрьма, иконописная мастерская, Золотой и Серебряный дворцы, подвалы — окружали новый трехэтажный дворец.

   По сложившейся традиции первый этаж дворца занимали ордена. Личные покои патриарха — столовая, спальня, кабинет и сокровищница — располагались на третьем этаже. Второй этаж был официальным. Здесь находилась Крестовая палата, где патриарх принимал государя, иностранных послов и где проходили заседания Священного Собора. На втором этаже находилась домовая церковь Двенадцати апостолов с трапезной и еще тремя небольшими помещениями. Сейчас второй этаж занимает музей. По узкой и довольно крутой лестнице, мимо двери, ведущей в бывшую патриаршую кухню, поднимаемся наверх и попадаем в переднюю комнату. Здесь мы начинаем знакомство с музеем.

   В этом первом зале выставлены личные вещи заказчика здания — Патриарха Никона и других глав Русской Православной Церкви. Выставленные в витринах мешки, шляпы, посохи представляют большую художественную и историческую ценность. Глава церкви — крупнейший феодал Древней Руси. Его жизнь была похожа на царскую. Посетители получают представление о месте церкви в системе Российского государства и роли церкви в истории национальной культуры.

Музей прикладного искусства и быта России XVII века

   Самый большой зал музея – Крестовый (или Мироваренный) дворец, который ведет к двери из комнаты справа. Сооруженная в 1655 году Палата площадью в 280 кв м прогресса в ту про вришну строительного искусства. «Зал поражает своими необыкновенными размерами, длиной и шириной, — писал современник, — особенно изумительна обширная арка без опоры посередине». По его окружности ступени, а пол в нем подобен бассейну, в котором не хватает только воды. Он выложен прекрасными разноцветными изразцами, на собор выходят огромные окна, в них вставлены окна из чудесной слюды, украшенные разными цветами, как будто они постоянные… Одним словом, это здание поражает воображение, так что, может быть, в царском дворце ничего подобного нет…»».

   После упразднения патриаршества и учреждения в 1721 г. Святейшего Синода архитектор Зарудный перестроил Крестовый дворец для нужд синодальных учреждений. В конце XVIII века Дворец был вновь перестроен М. Ф. Казаковым и приспособлен для приготовления мира — особого благоухающего церковного масла, употреблявшегося для крещения, венчания на царство, коронации и освящения храмов. С тех пор дворец получил новое название — Мироваренной. Большая облицованная мрамором печь с резным деревянным навесом стоит во дворце и по сей день.

Музей прикладного искусства и быта России XVII века

   Большинство экспонатов, находящихся здесь сейчас, помогают представить те праздничные обеды и приемы, которые патриарх устраивал царю и его боярам в большие церковные праздники. В массовых витринах — самая разная посуда, проектившаяся на пирах. Значительное место занимают особо дорогие, привозимые из Европы, Турции и Ирана оловянные, серебряные и золотые тарелки, тарелки, чашки, чарки, сулей, соль и перец.

   Один из витрин воспроизводит старого почтальона — особый вид шкафа для выставления дорогой посуды. Историк И. Е. Забелин в исследовании «Домашний быт русских царей…» говорит, что «золотая посуда, а большей частью серебряная, составила после икон чуть ли не первый предмет комнатного убранства, заменив на то время произведения изобразительного искусства: статуи, вазы, бронза, убиравшая комнаты в XVIII в. В то же время такое блюдо составляло богатство, которое выставлялось напоказ при каждом удобном случае» 10°.

   Во время пира скамьи, стоящие на возвышении вдоль стен Дворца, покрывались яркими цветными тканями, а столы накрывались скатертями. Одна такая скатерть с ткаными изображениями фазанов, стерлядей, раков, ананасов была подарена в 1629 году датским королем Христианом IV царю Михаилу Федоровичу.

Музей прикладного искусства и быта России XVII века

   В музее представлены различные ювелирные изделия, используемые как женщинами, так и мужчинами: золотые и серебряные пуговицы с драгоценными камнями и эмалью, пряжки, застежки, перстни, перстни, серьги. (Некоторые из мужчин имели привычку носить крупную серьгу в одном ухе.) Особо редким украшением считались карманные часы.Очень интересна небольшая коллекция карманных часов XVI—XVII вв. Часы в виде книжечки принадлежали Ивану Грозному. Серебряные часы, напоминающие по виду луковицы, служили патриархам Филарету и Никону. По сохранившимся документам можно судить, что значительную роль в убранстве парадных залов играли настольные часы. Среди них были часы «Бахус», работы немецких мастеров, подаренные иностранным посольством Ивану Грозному.
   Часы представляют собой сложную композицию — в триумфальной колеснице, заправленной слоном, восседает бог вина и радости. Каждый час все приходило в движение: Бахус поднимал руку со стаканом, шевелил челюстью и вращал глазами, колесничие гнали слона, человек за богом бил часы, птица на голове Бахуса клевала виноград. После многих десятилетий простоя эти уникальные часы снова возвращают к жизни опытные советские реставраторы.

   В музее представлены старинные рукописные книги: «Лекарство душевное», «Годуновская лицевая псалтырь», Книга Карионы Истоминой. Искусство книги и любовь к ней — яркое, характерное явление в истории России. Книги искусно украшены миниатюрами, орнаментальными разноцветными стопами, окончаниями и буквами.

   «Книжная мудрость, — гласила азбука XVII века, — подобна солнечному свету, но темная туча закрывает солнечный свет, и книжная мудрость и все творение не могут ее скрыть».

Музей прикладного искусства и быта России XVII века

   «Духовная медицина» (1670 г.) — одна из самых интересных рукописных книг в музее. Сборник назидательный стайте, пасипанный на трехстах тридцати систах стахов, с поражением музыки ментуры. В его создании принимали участие царские изографы и художник Троице-Сергиевой Лавры Никифор Кузьмин «с друзьями». Миниатюры, написанные последними, отличаются простотой. В них нет изысканности и пышности, свойственных произведениям царских портретов, поэтому восприятие различных событий непосредственное, свежее, создаваемые ими образы и сцены более жизненны. Именно эти жанровые миниатюры представляют для нас особый интерес. Здесь и любовные сцены, и разнообразные изображения деревень, крестьян, сельских работ, и родные пейзажи, и даже русская баня.

Музей прикладного искусства и быта России XVII века

   Книга Карион Истоминой представляет собой уникальный рукописный экземпляр, выполненный автором специально для царевича Алексея, сына Петра I. Эта книга также была издана типографским способом и явилась одним из первых, очень четких и хорошо оформленных учебников в России.
Наряду с популярными в России шахматами в музее хранятся серебряные шахматы. Предполагают, что их подарил бранденбургский посол царю Алексею Михайловичу. Известные в России с конца XI века, в XVII веке любимой игрой всех слоев населения стали шахматы. Но по указу, изданному в меду стелеция, играй в шакты по воскресным дням воспрещалосо. Правде, как свидетельствуют те документы, нарушать ее было совершенно запрещено.

   И все же, несмотря на увлечение шашками, шахматами, игрой в карты и семечки, наличием книг для чтения и театром, впервые появившимся в Театре Алексея Михайловича, любимым занятием царя и его приближенных была охота. Етой забаве, своеобразному спорту XVII века, посвящена экспозиция предметов парадной охоты. Здесь представлены капканы, стальные рога с золотой насечкой, эластичные луки с березовыми, кедровыми, кипарисными стрелами, легкие ружья, украшенные перламутром и слоновой костью, и изящные фигурные пудреницы, то в виде бегущего оленя, то в виде морской раковины — словом, все, что может удобно доставить охотнику и почали ему затравить, гнать медведя, бана, лоска, убитого глухаря, тетерева. В музее есть специальный костюм из красного бархата с золотым шитьем царской соколиной охоты — неотъемлемая часть самой любимой соколиной охоты.
Две небольшие комнаты Патриаршего дворца (название и историческое назначение которых до сих пор не выяснены) отведены для показа убранства богатых жилых хоров XVII века. Такие комнаты отличались роскошным убранством и убранством, хотя общий вид их полностью соответствовал устоявшимся старинным традициям.

   Низкие узкие двери, низкие своды, узкие слюдяные окна и большие, одетая цветными рельефными образцами печь в глухую. Точно, хозяин еще не привык к каменному дому и живет по законам деревянного строительства, где зимой надо согреться. Вдоль стены стояли лавки и лавки, широкие, украшенные резьбой. На ночь на них клали подушку, под подушку ставили железный сундучок с откинутой крышкой у изголовья — в них обычно хранили деньги и ценности — и постель была готова.

   В одном из залов выставлены часы как непременное украшение богатых хоров, небесный глобус, рукописные книги (о которых мы говорили выше). В других — крепко сбитый, широкий стол на фигурных ножках. Вокруг него — стул с высокой резной спинкой для почетного гостя. Есть высокий буфет или кабинет иностранной работы. С середины XVII века такую ​​мебель специально привозили в разобранном виде из Германии и Голландии. В «красном углу» на полке, накрытой тканью, стоит обязательная икона. Стены комнат часто обшивали тканями или набивной кожей.

   Из своих личных комнат на третьем этаже патриарх мог пройти в закрытый клирос домовой церкви Двенадцати апостолов и там, никому не видный, присутствовать на службе. Вход в саму церковь осуществляется из зала через небольшую столовую, в которой экспонируются древнерусское лицевое и орнаментальное шитье, предметы культа и быта, представляющие художественный интерес.

   После Великой Октябрьской революции реставраторы вернули храму первоначальный вид. В 1929 году иконостас XIX века в храме, не представлявший художественной ценности, был заменен иконостасом из Вознесенского собора Кремля. Он создан талантливыми московскими резчиками по дереву в 1721 году в традициях московского барокко конца XVII века. Иконостас поражает своей чисто стройной архитектурной формой — карнизами, пилястрами, колоннами с капителями. И даже его основу составляют колонны, вырезанные из цельного куска дерева в виде свободно развевающейся виноградной лозы — древнего символа христианства. (Характерно, что в народной резьбе и росписи по дереву виноградная кисть нашла широкое распространение и обрела новое значение — достаток и богатство.) Виноградные кисти, резные, туго скрученные листья — все детали иконостаса покрыты густым слой левкаса и густо позолочен. Когда зажжены свечи и лампады, они сверкают и сияют, словно горят ярким холодным пламенем.

   Большинство икон иконостаса были написаны в самом конце XVII века. В 1984—1985 годах реставраторы сняли с них слои потемневшей оливы, и теперь старинная роспись поражает яркостью цветовой гаммы. Экспозиция икон, представленная в храме Двенадцати апостолов, раскрывает значение деятельности царской иконы в развитии русской живописи. Размещение их произведений в интерьере храма обусловлено тем, что во второй половине XVII века здесь работали многие замечательные иконописцы. В музее представлены работы Симона Ушакова, Кирилла Уланова, Федора Зубова и других мастеров.

Музей прикладного искусства и быта России XVII века

   Интерес представляет икона XVII века «Поклонение кресту», находящаяся в одной из витрин. Исследователи считают, что его создателем был царский изограф Иван Салтанов. Написанная на холсте икона необычна тем, что в каноническую композицию вошли подлинные исторические лица, современники художника — царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Салтанов старался передать портретные черты Царя и Патриарха и все особенности их одежды. Эта работа, как и работы Симона Ушакова, Георгия Зиновьева, Федора Зубова, является определенной вехой в становлении портретного искусства. Интересен в этом отношении портрет царя Алексея Михайловича на коне. Написано в конце XVIII века с оригинала XVII века. Художник имитировал распространенный в западноевропейском искусстве тип парадного конного портрета. Проведение еще наивно, неизвестно процие. Но это уже попытка создать реалистический светский портрет. Произведения живописцев второй половины XVII века несут в себе многие элементы зарождавшегося светского искусства.

Другие музеи:
Семья купца в XVII теории, А. П. Рябушкин, 1896 г. Архангельский собор московского Кремля, Россия Успенский собор в Москве, Россия
Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector